http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=9210
Проверка долговечности подшипников ведущего и ведомого конического вала
Строим расчётную схему ведущего вала (см. рисунок 5)
Силы, действующие в зацеплении:
Ft = 971,5 Н
Fr1 = Fa2 = 328,3 Н
Fa1 = Fr2 = 131,3 Н
Нагрузка от ременной передачи FВ = 1307 Н.
Линейные размеры вала определим из первого этапа компоновки.
Реакции опор (левую опору обозначим индексом «2»).
В плоскости xz
RX1 ×50 – Ft ×85 = 0;
Н.
RX2 ×50 – Ft ×35 = 0;
Н.
В плоскости yz
;
;
;
Суммарные реакции
Н.
Н
Осевые составляющие радиальных реакций конических подшипников.
S2 = 0,83×е×Рr2 = 0,83×0,37×2365,3 = 726,3 Н;
S1 = 0,83×е×Рr1 = 0,83×0,37×3595,6 = 1104,2 Н
где е = 0,37 – параметр осевого нагружения для подшипников 7210.
Осевые нагрузки подшипников. В нашем случае
S1 < S2;
Fa > 0;
S2 – S1 = 377,9 > Fa
Тогда
Ра1 = S2 + Fa = 1104,2 – 131,3 = 368 Н;
Ра2 = S2 = 1104,2 Н
Рассмотрим левый подшипник (опору «2»).
Рассчитываем отношение Ра2 / Рr2
Так как отношение Ра2 / Рr2 < e = 0,37 , то при подсчёте эквивалентной нагрузки осевые силы не учитываем.
Эквивалентная нагрузка
РЭ2 = V × Pr2 × Кб × Кт = 1 ∙ 3595,6 × 1,2 × 1 = 4314,7 Н ≈ 4,315 кН.
где V = 1 [3, с. 213, таблица 9.18] – коэффициент, учитывающий характер нагружения колец (при вращающемся внутреннем кольце);
Кт = 1 [3, с. 213, таблица 9.18] – температурный коэффициент;
Кб = 1,2 [3, с. 213, таблица 9.18] – коэффициент безопасности, учитывающий кратковременные перегрузки.
Определяем расчётную долговечность, млн. об.;
млн. об.
где С = 56 кН = 56000 Н – динамическая грузоподъемность подшипника 7210.
Определяем расчётную долговечность, ч.
ч
Найденная долговечность приемлема, так как превышает [Lh] = 10000 ч.
Рассмотрим правый подшипник (опора «1»).
Рассчитываем отношение Ра1 / Рr1
Так как отношение Ра1 / Рr1 > e = 0,37 , то при подсчёте эквивалентной нагрузки осевые силы учитываем.
Эквивалентная нагрузка
РЭ1 = (X × V × Pr1 + Y × Pa1) × Кб × Кт =
= (0,4 × 1 × 2365,3 + 1,6 × 972,9) × 1,2 × 1 = 3003 Н ≈ 3 кН.
где V = Кт = 1 [3, с. 213, таблица 9.18.];
Кб = 1,2 [3, с. 213, таблица 9.18];
Х = 0,4 [3, с. 213, таблица 9.18.];
Y = 1,6 [3, с. 213, таблица 9.18].
Определяем расчётную долговечность, млн. об.;
млн. об.
где С = 56 кН = 56000 Н – динамическая грузоподъемность подшипника 7210.
Определяем расчётную долговечность, ч.
ч.
Найденная долговечность приемлема, так как превышает [Lh] = 10000 ч.
Проверка долговечности подшипников ведомого вала
Строим расчётную схему ведущего вала (см. рисунок 6)
Силы, действующие в зацеплении:
Ft = 971,5 Н
Fа = 328,3 Н
Fr = 131,3 Н
Осевая нагрузка от планшайбы FП = 2800 Н.
Линейные размеры вала определим из первого этапа компоновки.
Реакции опор (левую опору обозначим индексом «3»).
В плоскости xz
RX4 ×55 – Ft ×65 = 0;
Н;
RX3 ×55 – Ft ×120 = 0;
Н.
В плоскости yz
;
;
;
Суммарные реакции
Н;
Н
Осевые составляющие радиальных реакций конических подшипников.
S3 = 0,83×е×Рr3 = 0,83×0,9×2139 = 1597,8 Н;
S4 = 0,83×е×Рr4 = 0,83×0,9×1222 = 912,8 Н
где е = 0,9 – параметр осевого нагружения для подшипников 7213.
Осевые нагрузки подшипников. В нашем случае
Ра4 = S4 + Fa = 912,8 + 328,3 = 1241,1 Н;
Ра3 = S3 + FП = 1597,8 + 2800 = 4397,8 Н
Рассмотрим опору «3» как наиболее нагруженную.
Рассчитываем отношение Ра3 / Рr3
Так как отношение Ра3 / Рr3 > e = 0,9 , то при подсчёте эквивалентной нагрузки осевые силы учитываем.
Эквивалентная нагрузка
РЭ3 = (X × V × Pr3 + Y × Pa3) × Кб × Кт =
= (0,4 × 1 × 2139 + 1,69 × 4397,8) × 1,2 × 1 = 9945,4 Н ≈ 10 кН.
где V = Кт = 1 [3, с. 213, таблица 9.18.];
Кб = 1,2 [3, с. 213, таблица 9.18];
Х = 0,4 [3, с. 213, таблица 9.18.];
Y = 1,69 [3, с. 213, таблица 9.18].
Определяем расчётную долговечность, млн. об.;
млн. об.
где С = 76 кН = 76000 Н – динамическая грузоподъемность подшипника 7213.
Определяем расчётную долговечность, ч.
ч.
Найденная долговечность приемлема, так как превышает [Lh] = 10000 ч.
Уточненный расчет ведущего вала
Определим коэффициенты запаса прочности для опасного сечения ведущего вала, принимая, что нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу, а касательные – по отнулевому (пульсирующему).
Назначаем материал вала – сталь 40Х, имеющую механические свойства:
Временное сопротивление на разрыв sв = 930 МПа;
Предел выносливости по нормальным напряжениям s-1 = 400 МПа;
Предел выносливости по касательным напряжениям t-1 = 232 МПа.
Запас усталостной прочности ведущего вала определяем в месте посадки подшипника опоры «2». В этом сечении действует максимальны изгибающий момент М = 317, 7 Н∙м и крутящий момент МКР = 74,8 Н∙м.
В качестве концентратора напряжений в месте посадки внутреннего кольца подшипника на вал выступает посадка с натягом.
Проверяем вал на усталостную прочность в опасном сечении при одновременном действии изгибающего и крутящего моментов. Для этого определяем коэффициент запаса усталостной прочности
где nσ – коэффициент запаса усталостной прочности при изгибе
σV – амплитуда цикла изгибных напряжений при симметричном цикле
W – момент сопротивления изгибу сечения вала;
d = 50 мм – диаметр вала в опасном сечении;
ks / εs = 4,5 [3, с. 554] – отношение эффективного коэффициента концентрации напряжений изгиба к фактору, учитывающему влияние размеров сечения вала на усталостную прочность;
Ψσ = 0,2 – коэффициент, учитывающий чувствительность материала вала к постоянным нагрузкам (для легированных сталей);
σm = σV = 25,8 МПа – среднее напряжение изгибного цикла при наличии осевой нагрузки.
nτ – коэффициент запаса усталостной прочности при кручении
τV – амплитуда цикла касательных напряжений при пульсирующем цикле
WК – момент сопротивления кручению сечения вала;
kτ / ετ = 3,1 [3, с. 554] – отношение эффективного коэффициента концентрации напряжений кручения к фактору, учитывающему влияние размеров сечения вала на усталостную прочность;
Ψτ = 0,1 – коэффициент, учитывающий чувствительность материала вала к постоянным нагрузкам (для легированных сталей);
τm = τV = 1,5 МПа – среднее напряжение цикла касательных напряжений.
Из расчёта видно, что фактический коэффициент запаса усталостной прочности для опасного сечения ведущего вала n = 3,1 больше предельно допустимого коэффициент запаса [n] = 1,5…1,7 [3, с. 205], следовательно, рассчитанный вал обладает достаточной усталостной прочностью.
Уточненный расчет ведомого вала
Определим коэффициенты запаса прочности для опасного сечения ведомого вала, принимая, что нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу, а касательные – по отнулевому (пульсирующему).
Запас усталостной прочности ведущего вала определяем в месте посадки зубчатого колеса. В качестве концентратора напряжений в месте посадки колеса выступает шпоночный паз шириной b = 12 мм и глубиной t1 = 5 мм. В этом сечении действует максимальны изгибающий момент М = 137,7 Н∙м и крутящий момент МКР = 184,1 Н∙м.
Проверяем вал на усталостную прочность в опасном сечении при одновременном действии изгибающего и крутящего моментов. Для этого определяем коэффициент запаса усталостной прочности
где nσ – коэффициент запаса усталостной прочности при изгибе
σV – амплитуда цикла изгибных напряжений при симметричном цикле
W – момент сопротивления изгибу сечения вала;
d = 60 мм – диаметр вала в опасном сечении;
t1 = 5 мм – глубина шпоночного паза на валу;
b = 12 мм – ширина шпоночного паза;
ks / εs = 2,5 [3, с. 554] – отношение эффективного коэффициента концентрации напряжений изгиба к фактору, учитывающему влияние размеров сечения вала на усталостную прочность;
Ψσ = 0,2 – коэффициент, учитывающий чувствительность материала вала к постоянным нагрузкам (для легированных сталей);
σm = σV = 22 МПа – среднее напряжение изгибного цикла при наличии осевой нагрузки.
nτ – коэффициент запаса усталостной прочности при кручении
τV – амплитуда цикла касательных напряжений при пульсирующем цикле
WК – момент сопротивления кручению сечения вала;
kτ / ετ = 3,1 [3, с. 554] – отношение эффективного коэффициента концентрации напряжений кручения к фактору, учитывающему влияние размеров сечения вала на усталостную прочность;
Ψτ = 0,1 – коэффициент, учитывающий чувствительность материала вала к постоянным нагрузкам (для легированных сталей);
τm = τV = 7,3 МПа – среднее напряжение цикла касательных напряжений.
Из расчёта видно, что фактический коэффициент запаса усталостной прочности для опасного сечения ведомого вала n = 6,2 больше предельно допустимого коэффициент запаса [n] = 1,5…1,7 [3, с. 205], следовательно, рассчитанный вал обладает достаточной усталостной прочностью.
На сайте СтудБаза есть возможность скачать БЕСПЛАТНО скачать студенческий материал по техническим и гуманитарным специальностям: дипломные работы, магистерские работы, бакалаврские работы, диссертации, курсовые работы, рефераты, задачи, контрольные работы, лабораторные работы, практические работы, самостоятельные работы, литература и многое др..
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий