суббота, 16 декабря 2017 г.

Процесс каталитического окисления нефтяных битумов

http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8691

Битум с давних пор является одним из наиболее известных инженерно-строительных материалов. Это первый продукт из нефти, который использовал человек.
Природные битумы и асфальты, добываемые в районах нефтяных месторождений, использовали в качестве связующих, антисептических, противокоррозионных и водопроницаемых материалов, для строительства зданий и башен, водопроводных и водосточных каналов, туннелей, зерно- и водохранилищ, дорог, в судостроении. Битумами покрывали хранилища для зерна, скрепляли плиты стен и полов в храмах, их применяли в медицине и для мумификации трупов. Консервирующее свойство битумов обусловлено их высокой водо- и воздухонепроницаемостью. С развитием нефтяной промышленности возросла переработка асфальтосмолистых нефтей, увеличилось производство и улучшилось качество битумов, которые вытеснили природный асфальт, но добыча последнего продолжается до сих пор.
В настоящее время области использования битумов чрезвычайно широки. Достаточно назвать дорожное строительство, изготовление кровельных материалов, применение в лакокрасочной и кабельной промышленности, строительство зданий и сооружений, прокладку трубопроводов, а также для защиты от радиоактивных излучений.
Потребление битумов во всех странах мира непрерывно возрастает. Ведущее место занимает США, где потребление битумов почти в два раза больше, чем в европейских странах. Такое потребление битумов в США и западноевропейских странах объясняется разветвленностью сети дорог и большой нагрузкой автотранспорта. Например, на 1 млн. населения протяженность дорог в США и Канаде составляет около 23 тыс. км, что в 3,5 раза больше, чем в ФРГ. Производство битумов на душу населения в нашей стране меньше, чем в Японии и Франции примерно от 1,3 до 1,5 раза, Бельгии, Швейцарии, Норвегии и Голландии – от 1,6 до 1,7 раза, ФРГ и Австрии в два раза, Канаде в 5,5 раза и США в 3,9 раза. Доля дорожных покрытий с применением битума в странах СНГ составляет от 93 до 95 процентов всех усовершенствованных покрытий и лишь от трех до пяти процентов падает на покрытия с применением цементобетона.
В наибольшем объеме выпускаются дорожные битумы, которые подразделяются на вязкие (ГОСТ 22245-76), предназначенные для выполнения основных дорожно-строительных работ, и жидкие (ГОСТ 11955-74), предназначенные для удлинения сезона дорожного строительства. Далее по количеству потребления битумов идет кровельная промышленность, и кровельные битумы (ГОСТ 9548-74) подразделяются на пропиточные (для пропитки кровельной основы) и покровные (для создания покровного слоя). Значительная доля битумов используется в строительных работах; это - строительные битумы (ГОСТ 6617-76). Кроме того, выпускают высокоплавкие мягчители (ГОСТ 781-78) для резинотехнической и шинной промышленности, Специальные битумы (ГОСТ 21822-76) для лакокрасочной, шинной и электротехнической отраслей промышленности, изоляционные битумы (ГОСТ 9812-74) для изоляции трубопроводов и битумы для заливочных аккумуляторных мастик (ГОСТ8771-76).
Сырьем для производства битумов являются продукты вакуумной перегонки мазута. Мазут на первой стадии производства поступает в блок вакуумный.
Основное назначение блока вакуумной перегонки мазута – получение гудрона (фракция более 5000С), сырья для производства битумов окислением кислородом воздуха в окислительных колоннах.
Для повышения термической стабильности продуктов и улучшения ректификации мазута, процесс проводится под вакуумом (остаточное давление от 35 до 100 мм рт.ст.) с подачей перегретого пара в нижнюю часть вакуумной колонны.
Битумы хранят в специально оборудованных резервуарах и раздаточниках.
Существует несколько способов разлива, упаковки, погрузки и транспортирования битумов. Они определяют экономику битумного производства. Наиболее удобны для транспорта битумы в жидком виде.
Для перевозки битума в жидком виде на небольшие расстояния (до 350 км) с доставкой к месту потребления используют автобитумовозы. Это удобно для потребителей, не имеющих железнодорожных путей. Битумы транспортируют также и на специально оборудованных морских и речных судах. Высокоплавкие битумы формуют и перевозят в крафт-бумажных мешках. Транспортируется битум и размельченным или превращенным в «муку». Для подогрева и расплавления холодного битума пользуются различным оборудованием в зависимости от условий.

Комментариев нет: