четверг, 16 ноября 2017 г.

Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации

http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8168

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование положения Центрального банка Российской Федерации 7
1.1. Источники правового регулирования организации и деятельности Центрального Банка РФ
1.2. Особенности правового статуса Центрального Банка РФ 17
Глава 2. Особенности реализации правового статуса Центрального Банка РФ как субъекта банковских правоотношений 30
2.1. Современные проблемы финансово-правовой политики в отношении публично-правового статуса Центрального Банка РФ 30
2.2. Специфика нормативных актов Банка России 33
Глава 3. Центральный Банк РФ и федеральные органы государственной власти 44
3.1. Взаимоотношения Банка России с органами законодательной и исполнительной власти 44
3.2. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года 56
Заключение 65
Список литературы 70
Приложения 80

Банк России представляет собой государственный орган управления с возложенными на него особыми функциями, применяемыми в сфере денежно-кредитных отношений, а также в банковской деятельности. Для реализации упомянутых функций Банк России наделен соответствующими государственно-властными и гражданско-правовыми полномочиями. Его особый статус выражается в том, что Центральный банк РФ не включен в систему органов государственной власти РФ (ст. 11 Конституции РФ), но при этом является государственным учреждением и представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих государственное управление в денежно-кредитной и банковской сферах РФ. В юридической литературе не исключается возможность существования такого рода государственных органов.
Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Банк России имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно является и органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, и юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, государством в лице Правительства Российской Федерация.
При изучении проблемы определения правого статуса Центрального банка акцент ставится на различных ее аспектах. Особое внимание уделяется таким вопросам как соотношение «независимости» и «подотчетности» Центрального Банка в рамках рассмотрения более общего вопроса о правовом статусе и месте Центрального банка в системе органов государственной власти. Часто в литературе поднимается вопрос о гражданско-правовом статусе Центрального банка как юридического лица, делаются попытки определить его организационно-правовую форму, а также дать характеристику прав на закрепленное за ним имущество.
Наиболее важными федеральными законами, регулирующими вопросы статуса и полномочий Центрального банка РФ, являются Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О валютном регулировании и валютном контроле».
Проводимые в стране реформы денежно-кредитной системы, отказ от государственной монополии в банковской сфере потребовали изменения правового положения, функций и полномочий главного банка Российской Федерации. Появилась потребность в управлении денежно-кредитной и банковской сферами не только административными, но и гражданско-правовыми методами. Реальностью стало государственное управление экономическими процессами с использованием Банком России таких, далеко не административных инструментов и методов государственной денежно-кредитной политики, как: процентные ставки, операции на открытом рынке, рефинансирование и т.п.
В результате преобразований Банк России приобрел функции государственного органа, осуществляющего банковское регулирование, банковский надзор и контроль от имени РФ. Для реализации указанных функций на Банк России возложены государственно-властные полномочия. Кроме того, Банк России осуществляет банковское обслуживание юридических и физических лиц, осуществляет кассовое исполнение бюджета, операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ (ч. 2 ст. 23 Федерального закона).
Несмотря на предоставленную самостоятельность, органы, осуществляющие функции государственного управления, неизбежно должны согласовывать свою деятельность и взаимодействовать между собой в интересах достижения общих целей – укрепления экономического, духовного, научного, политического и оборонного потенциала РФ.
Без налаженного механизма взаимодействия между органами власти и управления невозможно обеспечить:
а) скоординированность действий в интересах достижения общих задач, стоящих перед государством и обществом, в осуществлении денежно-кредитной и банковской политики;
б) наибольшую эффективность исполнения Банком России возложенных на него функций;
в) исключение какого-либо дублирования полномочий между органами государства в рассматриваемых сферах, а в отношении Банка России, кроме того, – реализацию на практике принципа его независимости.
Поэтому, наряду с соблюдением принципа своей независимости, Банк России обязан тесно взаимодействовать со всеми органами государственной власти РФ при осуществлении возложенных на него функций государственного управления.
Несмотря на обилие законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих правовое положение Банка России, есть необходимость более четкого формулирования особенностей правового статуса Банка России как государственного органа и юридического лица.
Мероприятия, реализованные Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в рамках Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации, принятой в декабре 2001 г., и Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, способствовали закреплению позитивных тенденций в динамике становления и развития банковской системы, существенному расширению предложения банковских услуг в Российской Федерации.
Преодолев кризис, банковский сектор во втором полугодии 2010 г. вновь вышел на траекторию поступательного развития. Несмотря на то, что последствия кризиса будут сказываться еще длительное время, состояние банковской системы является устойчивым.
Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.
Основные направления стратегии развития банковского сектора РФ до 2015 г.:
1.Сократить Участие государства в капиталах кредитных организаций;
2. Развивать современную финансовую инфраструктуру;
3. Узаконить участие иностранного капитала (федеральные законы Об иностранных инвестициях в Российской Федерации и О банках и банковской деятельности );
4. Поддерживать развитие конкуренции и конкурентной среды в банковском бизнесе;
5. Развивать региональные сети кредитных организаций;
6. Совершенствовать меры по развитию банковского обслуживания нефинансового сектора экономики и населения;
Разработать действенные меры по снижению административной нагрузки на кредитные организации ;
8. Развивать и внедрять современные банковские технологии в РФ;
9. Повышать качество и расширить перечень банковских и иных финансовых услуг в РФ;
10. Завершить создание международного финансового центра в РФ (распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2009 г № 911-р.) и усилить роль рубля в международных взаиморасчетах;
11.Всемерно защищать права потребителей банковских услуг (Проект Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации );
12. Повышать капитализацию банковского сектора (С 1 января 2012 г. размер собственных средств (капитала) для всех банков должен составлять не менее 180 млн. рублей);
13. Развивать финансовое обслуживание малого бизнеса и населения
14. Продолжить работу по нормативному правовому регулированию организации обращения наличных денег и повышения прозрачности расчетов;
15. Совершенствовать функционирование системы страхования вкладов;
16. Противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
17. Взаимодействовать с банковским сообществом и развивать международное сотрудничество;
18. Развивать инструменты регулирования ликвидности банковского сектора.
Совершенствование правового статуса Банка России не должно нарушать конституционных основ его деятельности, принципов независимости в осуществлении функции обеспечения устойчивости рубля. Думается, что развитие законодательства о статусе Банка России актуальнее осуществлять в направлении государственного воздействия на процессы в банковской сфере, расширения полномочий Банка России по определению и развития государственной денежно-кредитной политики. Представляется более целесообразным осуществление правовой политики по совершенствованию надзора за деятельностью кредитных организаций в рамках Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом можно констатировать, что поставленная в дипломной работе цель достигнута, все задачи решены.

Комментариев нет: