http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8959
Принципы и задачи обучения производственного персонала и населения способам защиты в ЧС
Основные организационные принципы
Основными организационными принципами образования в области ГОЧС, вытекающие из положений Федеральных законов О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера , О гражданской обороне и других нормативных правовых актов является:
всеобщность;
непрерывность;
комплексность обучения.
Принцип всеобщности предполагает обучение всех категорий населения, независимо от их возраста, национальности, рода деятельности и других факторов.
Непрерывность связана с поэтапным формированием знаний, умений и навыков у обучаемых на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста.
Комплексность заключается, с одной стороны, в обучении защите от всего спектра возможных опасностей современного мира, с другой — в учёте задач, возлагаемых на различные группы обучаемых.
Основные задачи обучения населения в области ГО
Основными задачами обучения населения в области ГО являются:
изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;
выработка умений и навыков для проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ;
овладение личным составом гражданских организаций ГО (далее именуются - формирования) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Финансирование подготовки и обучения населения
в области ГО
Финансирование подготовки руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, организация учений и тренировок в области защиты от ЧС, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
За счет средств бюджетов субъектов РФ финансируются содержание учебно-методических центров по ГО и ЧС субъектов РФ, курсов ГО городов и районов, подготовка руководителей, специалистов и работников в составе территориальных невоенизированных формирований, проведение учений и тренировок, а также обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания.
За счет средств местных бюджетов финансируются подготовка руководителей и обучение работников в составе невоенизированных формирований, тренировки и учения, проводимые органами местного самоуправления, а также участие в учениях, проводимых органами исполнительной власти субъектов РФ.
На сайте СтудБаза есть возможность скачать БЕСПЛАТНО скачать студенческий материал по техническим и гуманитарным специальностям: дипломные работы, магистерские работы, бакалаврские работы, диссертации, курсовые работы, рефераты, задачи, контрольные работы, лабораторные работы, практические работы, самостоятельные работы, литература и многое др..
среда, 27 декабря 2017 г.
Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязненной) радиоактивными и отравляющими (аварийно химически опасными) веществами
http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8958
Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязненной) радиоактивными и отравляющими (аварийно химически опасными) веществами
АСДНР в зоне радиоактивного загрязнения
АСДНР в зоне радиоактивного загрязнения - это первоочередные работы по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне радиоактивного загрязнения, локализации и доведению до минимума уровня радиоактивного заражения.
Основными задачами, решаемыми при проведении АСДНР на территории, загрязненной радиоактивными веществами, является ликвидация (локализация) радиоактивного загрязнения и снижение (прекращение) миграции первичного загрязнения.
В процессе проведения АСДНР выполняются следующие мероприятия:
разведка территории;
поиск и спасение пострадавших;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
эвакуация пораженных из зоны радиоактивного загрязнения;
сбор, транспортирование и захоронение радиоактивных отходов;
дезактивация техники, зданий, промышленных объектов, одежды, людей и т.д.
Разборка завала, образовавшегося в результате разрушения ядерного реактора АС, может выполняться с применением инженерной машины разграждения (ИМР), имеющей коэффициент ослабления радиоактивных излучении не менее 2000. При этом выполняются следующие операции: разборка завала инженерной машиной разграждения с одновременной загрузкой радиционно загрязненных элементов завала в металлические контейнеры, загрузка металлических контейнеров в автосамосвал и транспортировка контейнеров в район захоронения (к могильнику),
Для захоронения радиоактивных материалов возводятся специальные могильники, как правило, обвалованного типа, полностью или частично заглубленные в грунт.
При высоком уровне грунтовых вод (1,5-2 м) допускается возведение могильников с возвышающимися стенами, насыпи из грунта, камня, бетона, бутовой кладки или других материалов, обеспечивающих требования радиационной безопасности. Могильники могут размещаться в заброшенных штольнях горных выработок, карьерах, находящихся в пределах опасной (санитарной) зоны на удалении 3-10 км от промплощадки РОО.
Для засыпки котлована, заполненного радиоактивными материалами и грунтом до установленной отметки, используется грунт, ранее вынутый из котлована. Толщина засыпки принимается по проекту, но не менее 1м. После уплотнения грунта и планировки насыпи, с целью придания ей уклона для стока дождевых и талых вод, поверхность могильника засыпается чистым растительным грунтом и засевается травой или производится посадка кустарников. Вокруг могильника отрывается нагорная канавка для отвода поверхностных вод в специальные водосборники или запруды.
Дезактивация территорий и дорог включает удаление радиоактивных веществ с открытой поверхности земли, дорог, сельскохозяйственных угодий, зданий и сооружений различного назначения. Целью мероприятий является снижение уровня радиоактивного загрязнения до безопасных значений, установленных нормами для людей, сельскохозяйственных и домашних животных, а также предотвращение образования вторичных радиоактивных загрязнений территорий, водоёмов и приземного слоя воздуха.
В зависимости от характера источников радиоактивного загрязнения, метеорологических и других условий выпадения радиоактивных веществ, размеры зон загрязнения могут локальными и массовыми. Локальные (объектовые) зоны загрязнения возникают при аварийных ситуациях на РОО и распространяются, как правило, в пределах территории (площади) объекта. Образование массовых (масштабных) загрязнений связано в основном со взрывами ядерных боеприпасов, тепловыми взрывами на реакторах АС, хранилищах высокоактивных отходов с выбросом радиоактивных частиц в атмосферу и распространением их по ветру.
При локальных загрязнениях очистка территории предусматривается в пределах всей или большей части зоны загрязнения. При этом остаточные или допустимые загрязнения (мощности доз) не должны превышать фонового уровня.
При массовых (масштабных) загрязнениях очищаются, главным образом, отдельные участки местности, на которых предполагается размещение людей, техники, складов продовольствия и материальных ресурсов, посевов сельскохозяйственных культур, а также населенные пункты и лесные массивы с высокими степенями загрязнения и другие объекты.
Способы снижения радиоактивного загрязнения местности основаны на преодолении связи радиоактивных частиц с поверхностью земли, их удалении (транспортировании) и захоронении, изоляции радиоактивно-загрязненной поверхности слоем бетона, асфальта или грунта, ослабляющим радиоактивные излучения, а также предотвращающим вторичное пылеобразование.
Основными способами, проверенными при ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, являются:
снятие поверхностного слоя грунта, загрязненного радиоактивными частицами;
засыпка чистым грунтом участков местности, загрязненных радиоактивными частицами, на которых предполагается размещение людей, средств транспорта, механизмов и других объектов;
изоляция радиоактивно загрязненной поверхности слоем бетона, асфальта или укладкой бетонных плит;
удаление радиоактивных частиц с поверхности дорог, имеющих бетонные, асфальтовые и другие твердые покрытия, струей воды, а грунтовых дорог и колонных путей - срезанием верхнего слоя дорожного полотна;
временное закрепление радиоактивных частиц на местности с использованием растворов поверхностно-активных веществ, после затвердевания раствора образуется поверхностная пленка, способная в течение нескольких суток удерживать радиоактивные частицы и предотвратить пылеобразование и вторичное загрязнение местности за счет переноса частиц по ветру.
Операции по срезанию поверхностного слоя грунта при степени загрязнения, превышающей уровень радиационного фона местности, выполняются грейдерами, бульдозерами, а иногда и скреперами. Срезанный грунт собирается в отвалы, а затем транспортируется в могильники.
Снижение радиоактивного загрязнения местности путем засыпки чистым грунтом предусматривает предварительное срезание имеющихся деревьев, кустарников и их захоронение в специальных могильниках, либо на месте в специально вырытых траншеях (котлованах) с последующей засыпкой слоем песка не менее 50 см. При локальных загрязнениях засыпка должна начинаться от чистой (менее загрязненной) территории.
Снижение радиоактивного загрязнения местности путем изоляции поверхности слоем бетона, асфальта или бетонными плитами осуществляется, как правило, на участках территории, непосредственно прилегающей к источникам загрязнений, и не имеющих твердых покрытий.
Бетонные заводы целесообразно развертывать вблизи карьеров песка или гравия (щебня) вне опасных зон радиоактивного загрязнения местности.
Укладка бетонных (железобетонных) плит при дезактивации местности может производиться непосредственно на грунт, после срезания верхнего сильно загрязненного слоя, а также на ранее уложенное бетонное или асфальтовое покрытие в качестве дополнительной защиты от радиоактивных излучений.
Пылеподавление на дорогах проводится с целью снижения интенсивности загрязнения проезжей части и уменьшения опасности вторичного радиоактивного загрязнения прилегающей местности за счет переноса пыли при движении транспорта. Пылеподавление позволяет снизить опасность радиоактивного облучения людей и сельскохозяйственных животных, оказавшихся на дорогах или в непосредственной близости от них.
Способы и средства пылеподавления на дорогах зависят от интенсивности загрязнения и типа дорожного покрытия.
Удаление радиоактивных частиц с загрязненных поверхностей дорог с твердым асфальтовым или бетонным покрытием струей воды или специальных растворов наиболее доступно и широко применяется на практике. После смыва радиоактивных частиц загрязненная жидкость собирается в кюветах, специальных отстойниках, могильниках или в передвижные емкости.
Смыв (отрыв) радиоактивных частиц с поверхности асфальта или бетона осуществляется струей воды или специальных растворов под давлением, создаваемым насосами поливомоечных или пожарных машин.
В зимнее время очистка дорог с твердым покрытием осуществляется путем сгребания снега бульдозером или обработкой щетками, имеющимися на подметальных и тротуароуборочных машинах.
Удаление радиоактивных частиц с поверхности проезжей части грунтовых дорог и колонных путей производится путем удаления (срезания грейдером) верхнего слоя загрязненного грунта толщиной до 10 см с последующей засыпкой проезжей части гравием, щебнем, крупным песком, шлаком и другими каменными материалами или укладкой бетона (бетонных плит) или асфальта.
Анализ радиационной обстановки в районе аварий на АС показывает, что лесные массивы, находящиеся вблизи от аварийных объектов, которые оказываются на пути движения радиоактивного облака, могут иметь уровни загрязнения в 1,5-2 раза больше, чем на открытой местности.
Опыт ликвидации последствий аварии на ЧАЭС показал, что наиболее целесообразным методом изоляции радиоактивных загрязнений в лесных массивах является засыпка сухим грунтом спиленных деревьев, веток и лесной подстилки.
Для предотвращения опасности смыва радиоактивных частиц с территории загрязненного лесного массива вместе с талой и дождевой водой вся площадь пораженного лесного массива ограждается грунтовой насыпью высотой 1,5-2 м.
Водоохранные мероприятия являются составной частью мероприятий по снижению радиоактивного загрязнения местности, дорог и населенных пунктов.
Анализ результатов исследований и опыта ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах в России и за рубежом показывает, что основными, достаточно эффективными способами снижения опасности загрязнения воды в реках, водоемах и подземных водоносных горизонтах долгоживущими радионуклидами и изотопами, являются:
возведение земляных защитных дамб вокруг территории радиационно опасных объектов, глухих и фильтрующих плотин на ручьях, каналах, небольших реках и оврагах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения;
устройство донных ловушек (илоулавливателей) в русле рек, протекающих вблизи радиационно опасных объектов, на дне акваторий водохранилищ, а также вблизи мест расположения водозаборных устройств.
Защитные дамбы вокруг радиационно опасных объектов и участков опасного загрязнения местности возводятся, как правило, из чистого грунта, привозимого с незагрязненных территорий, из карьеров и заранее намытых резервов песка (грунта).
Спасательные работы в очагах химического поражения
Спасательные работы в очагах химического поражения включают:
ведение химической разведки;
проведение профилактических мероприятий, само- и взаимопомощи;
розыск и выявление пораженных людей, оказание им первой медицинской помощи и эвакуацию в лечебные учреждения;
эвакуацию непораженного населения из очагов;
санитарную обработку людей, дегазацию одежды и обуви, средств защиты, местности, сооружений, техники и транспорта;
выявление зараженного продовольствия, источников воды и обеззараживание продуктов питания и фуража.
Специфические особенности ведения спасательных работ в очагах химического поражения обусловливаются высокой токсичностью АХОВ, скоротечностью развития отравления, ограниченностью срока, в течение которого должна быть оказана первая медицинская помощь пострадавшим.
В связи с этим, эффективность спасательных работ во многом зависит от умелого сочетания мероприятий по само- и взаимопомощи с быстрым оказанием помощи медицинскими работниками и последующей срочной эвакуацией пораженных за границы очага химического поражения.
Само- и взаимопомощь заключается в надевании противогаза на пораженного, введении антидота, обработке кожи дегазирующим веществом. Все это должно быть проделано немедленно, поскольку введение антидота, как и дегазация АХОВ на коже, эффективны только в первые минуты после появления признаков поражения людей. Эффективность оказываемой в последующем первой медицинской помощи в значительной степени будет зависеть от того, в какой мере пострадавший человек воспользовался средствами защиты в порядке само- и взаимопомощи. Кроме того, специфика процесса и содержания первой медицинской помощи зависит от типа АХОВ.
Своевременное обнаружение химического заражения и определение типа АХОВ осуществляется учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), а также постами радиационного и химического наблюдения.
Для проведения спасательных работ привлекаются подразделения химической защиты воинских частей ГО, специальные отряды (команды, группы) противорадиационной и противохимической защиты объектов экономики, медицинские формирования, а также другие специально подготовленные и оснащенные подразделения и формирования.
Личный состав сил, вводимых в очаг химического поражения, обеспечивается средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, антидотами, индивидуальными противохимическими пакетами.
Первыми в очаг поражения для оказания помощи пораженным вводятся медицинские подразделения воинских частей и подразделения медицины катастроф, а также подразделения химической защиты и формирования противорадиационной и противохимической защиты. Основные усилия этих сил направляются на оказание немедленной медицинской помощи пораженным и их эвакуацию на незараженную местность, а также на проведение дегазации территории, сооружений и техники.
В первую очередь эвакуации подлежат лица, находящиеся без средств защиты органов дыхания. Затем эвакуируют людей, имеющих противогазы и уже получивших первую медицинскую помощь. В последнюю очередь эвакуируют лиц, укрытых в убежищах с фильтровентиляционными установками. Тяжело пораженных людей эвакуируют в сопровождении медицинского персонала. Не исключено, что при эвакуации в лечебные учреждения значительное число пораженных людей будет нуждаться в экстренной помощи. Поэтому сопровождающий персонал должен иметь необходимые средства для оказания неотложной медицинской помощи в пути следования.
Эвакуация пораженных и населения из очага поражения составит значительный объем работ и потребует выделения необ- холимого количества транспорта. Для розыска, выноса и посадки пораженных людей на транспорт привлекаются формирования различного назначения. Эвакуация непораженного населения, находящегося в зданиях, производится пешим порядком по проделанным проходам, а также на любом виде транспорта, если такая возможность представится.
Особенности проведения спасательных работ во вторичных очагах химического поражения заключаются в том, что тип АХОВ, которое может образовать очаг, его поражающие свойства, меры защиты и помощи известны заранее. Масштабы поражения также можно рассчитать заблаговременно, а следовательно, и предусмотреть объем работ, силы и средства, которые нужно привлечь для ликвидации очага. В ходе спасательных работ во вторичном очаге поражения основные усилия направляются на локализацию источников АХОВ и предотвращение его последующего поступления на местность и в воздух.
Локализация, подавление или снижение до минимального уровня воздействия возникших при авариях на химически опасных объектах поражающих факторов осуществляют следующими способами: прекращением выбросов АХОВ путем перекрытия задвижек с отключением поврежденной части технологического оборудования; постановкой жидкостных завес (водяных или нейтрализующих растворов); обвалованием пролива АХОВ; откачкой (сбором) пролившегося АХОВ в резервные емкости; разбавлением пролива АХОВ водой и нейтрализующими растворами; засыпкой пролива сыпучими твердыми сорбентами; выжиганием пролива и т.д.
Подразделения химической защиты и формирования противорадиационной и противохимической защиты в период проведения спасательных работ в очагах химического поражения дегазируют участки местности и дорог, здания и сооружения, проводят санитарную обработку личного состава воинских частей, рабочих и служащих и населения, обеззараживают их средства защиты и одежду.
Для санитарной обработки рабочих, служащих и населения, эвакуируемого из очага химического поражения, и дегазации транспортных средств вблизи маршрутов эвакуации вне очага поражения подразделения химической защиты частей ГО развертывают пункты специальной обработки. Для этой же цели используются санитарные обмывочные пункты и станции обеззараживания транспорта объектов экономики, находящихся на незараженной территории. В летнее, теплое время года санитарная обработка населения может проводиться у незараженных открытых водоемов. Санитарная обработка пораженных людей проводится в процессе оказания им медицинской помощи в медицинских учреждениях. Зараженные одежда, средства индивидуальной защиты направляются для дегазации на станции обеззараживания одежды или пункты специальной обработки.
Продукты питания на складах, предприятиях пищевой промышленности, в торговой сети, источники воды, находящиеся на территории очагов химического поражения, тщательно обследуются. Берутся пробы продуктов питания, воды и фуража и направляются в химические лаборатории для анализа и проведения экспертизы. По результатам экспертизы принимается решение о возможности их использования, необходимости дегазации или уничтожения. Продовольствие, подлежащее дегазации (находящееся в бочках, стеклянной таре, плотной укупорке), дегазируется специалистами соответствующих объектов. Проведение контроля продовольствия и источников воды, находящихся на зараженной местности, возлагается на медицинские учреждения, а фуража - на ветеринарные учреждения.
Спасательные работы в очагах химического поражения выполняются в противогазах и средствах защиты кожи. Продолжительность работы личного состава одной смены в очаге химического поражения зависит главным образом от времени допустимого непрерывного пребывания в средствах индивидуальной защиты. Во избежание выхода личного состава из строя в результате теплового удара срок пребывания в противогазах и защитной одежде устанавливается в зависимости от температуры в «подкостюмном» пространстве, применяются экранирующие комбинезоны или производится охлаждение защитных костюмов водой.
Работы проводятся в кратчайшие сроки до полного их завершения с привлечением необходимого количества сил и средств. Замена личного состава, длительное время ведущего работы, осуществляется за счет резервов и привлечения дополнительных специальных формирований.
В зависимости от обстановки работы в очагах химического поражения могут проводиться последовательно (в отдельных, наиболее важных местах) или одновременно (сразу на всей их территории). Очаги химического поражения считаются ликвидированными, когда пребывание людей без средств защиты в них становится безопасным.
Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязненной) радиоактивными и отравляющими (аварийно химически опасными) веществами
АСДНР в зоне радиоактивного загрязнения
АСДНР в зоне радиоактивного загрязнения - это первоочередные работы по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне радиоактивного загрязнения, локализации и доведению до минимума уровня радиоактивного заражения.
Основными задачами, решаемыми при проведении АСДНР на территории, загрязненной радиоактивными веществами, является ликвидация (локализация) радиоактивного загрязнения и снижение (прекращение) миграции первичного загрязнения.
В процессе проведения АСДНР выполняются следующие мероприятия:
разведка территории;
поиск и спасение пострадавших;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
эвакуация пораженных из зоны радиоактивного загрязнения;
сбор, транспортирование и захоронение радиоактивных отходов;
дезактивация техники, зданий, промышленных объектов, одежды, людей и т.д.
Разборка завала, образовавшегося в результате разрушения ядерного реактора АС, может выполняться с применением инженерной машины разграждения (ИМР), имеющей коэффициент ослабления радиоактивных излучении не менее 2000. При этом выполняются следующие операции: разборка завала инженерной машиной разграждения с одновременной загрузкой радиционно загрязненных элементов завала в металлические контейнеры, загрузка металлических контейнеров в автосамосвал и транспортировка контейнеров в район захоронения (к могильнику),
Для захоронения радиоактивных материалов возводятся специальные могильники, как правило, обвалованного типа, полностью или частично заглубленные в грунт.
При высоком уровне грунтовых вод (1,5-2 м) допускается возведение могильников с возвышающимися стенами, насыпи из грунта, камня, бетона, бутовой кладки или других материалов, обеспечивающих требования радиационной безопасности. Могильники могут размещаться в заброшенных штольнях горных выработок, карьерах, находящихся в пределах опасной (санитарной) зоны на удалении 3-10 км от промплощадки РОО.
Для засыпки котлована, заполненного радиоактивными материалами и грунтом до установленной отметки, используется грунт, ранее вынутый из котлована. Толщина засыпки принимается по проекту, но не менее 1м. После уплотнения грунта и планировки насыпи, с целью придания ей уклона для стока дождевых и талых вод, поверхность могильника засыпается чистым растительным грунтом и засевается травой или производится посадка кустарников. Вокруг могильника отрывается нагорная канавка для отвода поверхностных вод в специальные водосборники или запруды.
Дезактивация территорий и дорог включает удаление радиоактивных веществ с открытой поверхности земли, дорог, сельскохозяйственных угодий, зданий и сооружений различного назначения. Целью мероприятий является снижение уровня радиоактивного загрязнения до безопасных значений, установленных нормами для людей, сельскохозяйственных и домашних животных, а также предотвращение образования вторичных радиоактивных загрязнений территорий, водоёмов и приземного слоя воздуха.
В зависимости от характера источников радиоактивного загрязнения, метеорологических и других условий выпадения радиоактивных веществ, размеры зон загрязнения могут локальными и массовыми. Локальные (объектовые) зоны загрязнения возникают при аварийных ситуациях на РОО и распространяются, как правило, в пределах территории (площади) объекта. Образование массовых (масштабных) загрязнений связано в основном со взрывами ядерных боеприпасов, тепловыми взрывами на реакторах АС, хранилищах высокоактивных отходов с выбросом радиоактивных частиц в атмосферу и распространением их по ветру.
При локальных загрязнениях очистка территории предусматривается в пределах всей или большей части зоны загрязнения. При этом остаточные или допустимые загрязнения (мощности доз) не должны превышать фонового уровня.
При массовых (масштабных) загрязнениях очищаются, главным образом, отдельные участки местности, на которых предполагается размещение людей, техники, складов продовольствия и материальных ресурсов, посевов сельскохозяйственных культур, а также населенные пункты и лесные массивы с высокими степенями загрязнения и другие объекты.
Способы снижения радиоактивного загрязнения местности основаны на преодолении связи радиоактивных частиц с поверхностью земли, их удалении (транспортировании) и захоронении, изоляции радиоактивно-загрязненной поверхности слоем бетона, асфальта или грунта, ослабляющим радиоактивные излучения, а также предотвращающим вторичное пылеобразование.
Основными способами, проверенными при ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, являются:
снятие поверхностного слоя грунта, загрязненного радиоактивными частицами;
засыпка чистым грунтом участков местности, загрязненных радиоактивными частицами, на которых предполагается размещение людей, средств транспорта, механизмов и других объектов;
изоляция радиоактивно загрязненной поверхности слоем бетона, асфальта или укладкой бетонных плит;
удаление радиоактивных частиц с поверхности дорог, имеющих бетонные, асфальтовые и другие твердые покрытия, струей воды, а грунтовых дорог и колонных путей - срезанием верхнего слоя дорожного полотна;
временное закрепление радиоактивных частиц на местности с использованием растворов поверхностно-активных веществ, после затвердевания раствора образуется поверхностная пленка, способная в течение нескольких суток удерживать радиоактивные частицы и предотвратить пылеобразование и вторичное загрязнение местности за счет переноса частиц по ветру.
Операции по срезанию поверхностного слоя грунта при степени загрязнения, превышающей уровень радиационного фона местности, выполняются грейдерами, бульдозерами, а иногда и скреперами. Срезанный грунт собирается в отвалы, а затем транспортируется в могильники.
Снижение радиоактивного загрязнения местности путем засыпки чистым грунтом предусматривает предварительное срезание имеющихся деревьев, кустарников и их захоронение в специальных могильниках, либо на месте в специально вырытых траншеях (котлованах) с последующей засыпкой слоем песка не менее 50 см. При локальных загрязнениях засыпка должна начинаться от чистой (менее загрязненной) территории.
Снижение радиоактивного загрязнения местности путем изоляции поверхности слоем бетона, асфальта или бетонными плитами осуществляется, как правило, на участках территории, непосредственно прилегающей к источникам загрязнений, и не имеющих твердых покрытий.
Бетонные заводы целесообразно развертывать вблизи карьеров песка или гравия (щебня) вне опасных зон радиоактивного загрязнения местности.
Укладка бетонных (железобетонных) плит при дезактивации местности может производиться непосредственно на грунт, после срезания верхнего сильно загрязненного слоя, а также на ранее уложенное бетонное или асфальтовое покрытие в качестве дополнительной защиты от радиоактивных излучений.
Пылеподавление на дорогах проводится с целью снижения интенсивности загрязнения проезжей части и уменьшения опасности вторичного радиоактивного загрязнения прилегающей местности за счет переноса пыли при движении транспорта. Пылеподавление позволяет снизить опасность радиоактивного облучения людей и сельскохозяйственных животных, оказавшихся на дорогах или в непосредственной близости от них.
Способы и средства пылеподавления на дорогах зависят от интенсивности загрязнения и типа дорожного покрытия.
Удаление радиоактивных частиц с загрязненных поверхностей дорог с твердым асфальтовым или бетонным покрытием струей воды или специальных растворов наиболее доступно и широко применяется на практике. После смыва радиоактивных частиц загрязненная жидкость собирается в кюветах, специальных отстойниках, могильниках или в передвижные емкости.
Смыв (отрыв) радиоактивных частиц с поверхности асфальта или бетона осуществляется струей воды или специальных растворов под давлением, создаваемым насосами поливомоечных или пожарных машин.
В зимнее время очистка дорог с твердым покрытием осуществляется путем сгребания снега бульдозером или обработкой щетками, имеющимися на подметальных и тротуароуборочных машинах.
Удаление радиоактивных частиц с поверхности проезжей части грунтовых дорог и колонных путей производится путем удаления (срезания грейдером) верхнего слоя загрязненного грунта толщиной до 10 см с последующей засыпкой проезжей части гравием, щебнем, крупным песком, шлаком и другими каменными материалами или укладкой бетона (бетонных плит) или асфальта.
Анализ радиационной обстановки в районе аварий на АС показывает, что лесные массивы, находящиеся вблизи от аварийных объектов, которые оказываются на пути движения радиоактивного облака, могут иметь уровни загрязнения в 1,5-2 раза больше, чем на открытой местности.
Опыт ликвидации последствий аварии на ЧАЭС показал, что наиболее целесообразным методом изоляции радиоактивных загрязнений в лесных массивах является засыпка сухим грунтом спиленных деревьев, веток и лесной подстилки.
Для предотвращения опасности смыва радиоактивных частиц с территории загрязненного лесного массива вместе с талой и дождевой водой вся площадь пораженного лесного массива ограждается грунтовой насыпью высотой 1,5-2 м.
Водоохранные мероприятия являются составной частью мероприятий по снижению радиоактивного загрязнения местности, дорог и населенных пунктов.
Анализ результатов исследований и опыта ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах в России и за рубежом показывает, что основными, достаточно эффективными способами снижения опасности загрязнения воды в реках, водоемах и подземных водоносных горизонтах долгоживущими радионуклидами и изотопами, являются:
возведение земляных защитных дамб вокруг территории радиационно опасных объектов, глухих и фильтрующих плотин на ручьях, каналах, небольших реках и оврагах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения;
устройство донных ловушек (илоулавливателей) в русле рек, протекающих вблизи радиационно опасных объектов, на дне акваторий водохранилищ, а также вблизи мест расположения водозаборных устройств.
Защитные дамбы вокруг радиационно опасных объектов и участков опасного загрязнения местности возводятся, как правило, из чистого грунта, привозимого с незагрязненных территорий, из карьеров и заранее намытых резервов песка (грунта).
Спасательные работы в очагах химического поражения
Спасательные работы в очагах химического поражения включают:
ведение химической разведки;
проведение профилактических мероприятий, само- и взаимопомощи;
розыск и выявление пораженных людей, оказание им первой медицинской помощи и эвакуацию в лечебные учреждения;
эвакуацию непораженного населения из очагов;
санитарную обработку людей, дегазацию одежды и обуви, средств защиты, местности, сооружений, техники и транспорта;
выявление зараженного продовольствия, источников воды и обеззараживание продуктов питания и фуража.
Специфические особенности ведения спасательных работ в очагах химического поражения обусловливаются высокой токсичностью АХОВ, скоротечностью развития отравления, ограниченностью срока, в течение которого должна быть оказана первая медицинская помощь пострадавшим.
В связи с этим, эффективность спасательных работ во многом зависит от умелого сочетания мероприятий по само- и взаимопомощи с быстрым оказанием помощи медицинскими работниками и последующей срочной эвакуацией пораженных за границы очага химического поражения.
Само- и взаимопомощь заключается в надевании противогаза на пораженного, введении антидота, обработке кожи дегазирующим веществом. Все это должно быть проделано немедленно, поскольку введение антидота, как и дегазация АХОВ на коже, эффективны только в первые минуты после появления признаков поражения людей. Эффективность оказываемой в последующем первой медицинской помощи в значительной степени будет зависеть от того, в какой мере пострадавший человек воспользовался средствами защиты в порядке само- и взаимопомощи. Кроме того, специфика процесса и содержания первой медицинской помощи зависит от типа АХОВ.
Своевременное обнаружение химического заражения и определение типа АХОВ осуществляется учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), а также постами радиационного и химического наблюдения.
Для проведения спасательных работ привлекаются подразделения химической защиты воинских частей ГО, специальные отряды (команды, группы) противорадиационной и противохимической защиты объектов экономики, медицинские формирования, а также другие специально подготовленные и оснащенные подразделения и формирования.
Личный состав сил, вводимых в очаг химического поражения, обеспечивается средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, антидотами, индивидуальными противохимическими пакетами.
Первыми в очаг поражения для оказания помощи пораженным вводятся медицинские подразделения воинских частей и подразделения медицины катастроф, а также подразделения химической защиты и формирования противорадиационной и противохимической защиты. Основные усилия этих сил направляются на оказание немедленной медицинской помощи пораженным и их эвакуацию на незараженную местность, а также на проведение дегазации территории, сооружений и техники.
В первую очередь эвакуации подлежат лица, находящиеся без средств защиты органов дыхания. Затем эвакуируют людей, имеющих противогазы и уже получивших первую медицинскую помощь. В последнюю очередь эвакуируют лиц, укрытых в убежищах с фильтровентиляционными установками. Тяжело пораженных людей эвакуируют в сопровождении медицинского персонала. Не исключено, что при эвакуации в лечебные учреждения значительное число пораженных людей будет нуждаться в экстренной помощи. Поэтому сопровождающий персонал должен иметь необходимые средства для оказания неотложной медицинской помощи в пути следования.
Эвакуация пораженных и населения из очага поражения составит значительный объем работ и потребует выделения необ- холимого количества транспорта. Для розыска, выноса и посадки пораженных людей на транспорт привлекаются формирования различного назначения. Эвакуация непораженного населения, находящегося в зданиях, производится пешим порядком по проделанным проходам, а также на любом виде транспорта, если такая возможность представится.
Особенности проведения спасательных работ во вторичных очагах химического поражения заключаются в том, что тип АХОВ, которое может образовать очаг, его поражающие свойства, меры защиты и помощи известны заранее. Масштабы поражения также можно рассчитать заблаговременно, а следовательно, и предусмотреть объем работ, силы и средства, которые нужно привлечь для ликвидации очага. В ходе спасательных работ во вторичном очаге поражения основные усилия направляются на локализацию источников АХОВ и предотвращение его последующего поступления на местность и в воздух.
Локализация, подавление или снижение до минимального уровня воздействия возникших при авариях на химически опасных объектах поражающих факторов осуществляют следующими способами: прекращением выбросов АХОВ путем перекрытия задвижек с отключением поврежденной части технологического оборудования; постановкой жидкостных завес (водяных или нейтрализующих растворов); обвалованием пролива АХОВ; откачкой (сбором) пролившегося АХОВ в резервные емкости; разбавлением пролива АХОВ водой и нейтрализующими растворами; засыпкой пролива сыпучими твердыми сорбентами; выжиганием пролива и т.д.
Подразделения химической защиты и формирования противорадиационной и противохимической защиты в период проведения спасательных работ в очагах химического поражения дегазируют участки местности и дорог, здания и сооружения, проводят санитарную обработку личного состава воинских частей, рабочих и служащих и населения, обеззараживают их средства защиты и одежду.
Для санитарной обработки рабочих, служащих и населения, эвакуируемого из очага химического поражения, и дегазации транспортных средств вблизи маршрутов эвакуации вне очага поражения подразделения химической защиты частей ГО развертывают пункты специальной обработки. Для этой же цели используются санитарные обмывочные пункты и станции обеззараживания транспорта объектов экономики, находящихся на незараженной территории. В летнее, теплое время года санитарная обработка населения может проводиться у незараженных открытых водоемов. Санитарная обработка пораженных людей проводится в процессе оказания им медицинской помощи в медицинских учреждениях. Зараженные одежда, средства индивидуальной защиты направляются для дегазации на станции обеззараживания одежды или пункты специальной обработки.
Продукты питания на складах, предприятиях пищевой промышленности, в торговой сети, источники воды, находящиеся на территории очагов химического поражения, тщательно обследуются. Берутся пробы продуктов питания, воды и фуража и направляются в химические лаборатории для анализа и проведения экспертизы. По результатам экспертизы принимается решение о возможности их использования, необходимости дегазации или уничтожения. Продовольствие, подлежащее дегазации (находящееся в бочках, стеклянной таре, плотной укупорке), дегазируется специалистами соответствующих объектов. Проведение контроля продовольствия и источников воды, находящихся на зараженной местности, возлагается на медицинские учреждения, а фуража - на ветеринарные учреждения.
Спасательные работы в очагах химического поражения выполняются в противогазах и средствах защиты кожи. Продолжительность работы личного состава одной смены в очаге химического поражения зависит главным образом от времени допустимого непрерывного пребывания в средствах индивидуальной защиты. Во избежание выхода личного состава из строя в результате теплового удара срок пребывания в противогазах и защитной одежде устанавливается в зависимости от температуры в «подкостюмном» пространстве, применяются экранирующие комбинезоны или производится охлаждение защитных костюмов водой.
Работы проводятся в кратчайшие сроки до полного их завершения с привлечением необходимого количества сил и средств. Замена личного состава, длительное время ведущего работы, осуществляется за счет резервов и привлечения дополнительных специальных формирований.
В зависимости от обстановки работы в очагах химического поражения могут проводиться последовательно (в отдельных, наиболее важных местах) или одновременно (сразу на всей их территории). Очаги химического поражения считаются ликвидированными, когда пребывание людей без средств защиты в них становится безопасным.
Действия командира сводной команды объекта экономики в ходе ликвидации последствий ЧС
http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8957
Для обеспечения сбора личного состава СвК в случае возникновения ЧС (или проведения тренировок и учений) составляется схема оповещения в рабочее и нерабочее время. Порядок оповещения личного состава СвК и время сбора ее в исходном пункте определяются этой схемой, отрабатываются и проверяются на тренировках и учениях по ГОЧС.
С получением информации ( Объявлен сбор ) личный состав команды должен одеться по сезону, взять с собой вещи первой необходимости и прибыть на место сбора. Информация о сборе доводится до личного состава СвК либо посыльными, либо с помощью средств телефонной связи. По прибытии на место сбора весь личный состав получает табельное оснащение и технику и проверяет их исправность.
Командиры групп сразу же направляют своих специалистов для получения бортовых машин и инженерной техники, которая должна быть полностью исправна и заправлена всеми видами горюче-смазочных материалов.
Командир звена связи и разведки обеспечивает связь и при необходимости организует наблюдение и контроль за радиационной и химической обстановкой.
Командир СвК собирает командиров групп и отдает им распоряжение по приведению команды в полную готовность.
Для обеспечения сбора личного состава СвК в случае возникновения ЧС (или проведения тренировок и учений) составляется схема оповещения в рабочее и нерабочее время. Порядок оповещения личного состава СвК и время сбора ее в исходном пункте определяются этой схемой, отрабатываются и проверяются на тренировках и учениях по ГОЧС.
С получением информации ( Объявлен сбор ) личный состав команды должен одеться по сезону, взять с собой вещи первой необходимости и прибыть на место сбора. Информация о сборе доводится до личного состава СвК либо посыльными, либо с помощью средств телефонной связи. По прибытии на место сбора весь личный состав получает табельное оснащение и технику и проверяет их исправность.
Командиры групп сразу же направляют своих специалистов для получения бортовых машин и инженерной техники, которая должна быть полностью исправна и заправлена всеми видами горюче-смазочных материалов.
Командир звена связи и разведки обеспечивает связь и при необходимости организует наблюдение и контроль за радиационной и химической обстановкой.
Командир СвК собирает командиров групп и отдает им распоряжение по приведению команды в полную готовность.
Назначение, состав, задачи и возможности сводной команды объекта экономики (СвК)
http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8956
Назначение, состав, задачи и возможности сводной команды объекта экономики (СвК)
1. Назначение сводной команды объекта экономики
При ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ привлекаются невоенизированные формирования объектов народного хозяйства, в том числе и сводные команды.
Сводная команда – наиболее мобильное, хорошо оснащенное невоенизированное формирование повышенной готовности объекта экономики.
Она предназначена для выполнения всех видов спасательных и других неотложных работ, кроме пожаротушения и обеззараживания.
Срок готовности к работе СвК устанавливается 6 часов. Кроме того, при выполнении свойственных команде работ в экстремальных ситуациях мирного времени срок ее готовности может устанавливаться распоряжением начальника ГО объекта, исходя из сложившейся обстановки.
2. Состав сводной команды объекта экономики и
основные технические средства
В состав СвК объекта входят:
управление – командир СвК, его заместитель, звено связи и разведки;
основные структурные подразделения – две спасательные группы, санитарная дружина и группа механизации работ;
основные технические средства СвК:
автокран – 1;
бульдозер – 1;
компрессор – 1;
силовая электростанция – 1;
осветительная электростанция – 1;
сварочный аппарат – 2;
бортовые машины – 8.
Кроме того, СвК имеет:
специальный инструмент и оборудование;
спецодежду;
средства индивидуальной защиты.
3. Задачи сводной команды объекта экономики
Задачи, выполняемые подразделениями СвК:
a) звено связи и разведки:
обеспечивает связь командира СвК с начальником ГО и командирами подчиненных подразделений;
осуществляет наблюдение и контроль за радиационной, химической, бактериологической обстановкой;
осуществляет поиск пораженных на объектах проведения АСДНР и информирует об этом командира СвК.
б) спасательные группы:
обеспечивают разборку завалов и извлечение из-под них пораженных;
проводят спасение людей из поврежденных, горящих и загазованных зданий;
проводят оказание пораженным первой медицинской помощи и доставку их на пункт сбора силами звеньев санитарной дружины;
осуществляет подачу воздуха в заваленные защитные сооружения.
в) группа механизации и аварийно-техническая:
производит устройство проездов в завалах для подвода техники к местам проведения спасательных работ;
обеспечивает техническими средствами разборку завалов и вскрытие разрушенных зданий, сооружений и укрытий в целях спасения людей;
осуществляет локализацию аварий на коммунально-энергетических сетях (КЭС) и временное восстановление разрушенных участков КЭС;
осуществляет укрепление или обрушение аварийных зданий, угрожающих обвалом;
обеспечивает другие неотложные работы в целях спасения людей.
г) санитарная дружина:
обеспечивает оказание первой медицинской помощи пораженным и их эвакуацию в отряды первой медицинской помощи (ОПМ);
оказывает первую медицинскую помощь личному составу СвК, получившему травмы при проведении АСДНР.
4. Возможности сводной команды объекта экономики
СвК за 10 часов может выполнить следующий объем
работы:
расчистить проезды в сплошных завалах – 1000м;
вскрыть заваленные убежища, разрушенные здания и сооружения – 3-4 единицы;
оказать первую медицинскую помощь пораженным – до 500 человек;
устранить аварийные повреждения на коммунально-энергетических сетях - 5-10 аварийных участков.
Назначение, состав, задачи и возможности сводной команды объекта экономики (СвК)
1. Назначение сводной команды объекта экономики
При ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ привлекаются невоенизированные формирования объектов народного хозяйства, в том числе и сводные команды.
Сводная команда – наиболее мобильное, хорошо оснащенное невоенизированное формирование повышенной готовности объекта экономики.
Она предназначена для выполнения всех видов спасательных и других неотложных работ, кроме пожаротушения и обеззараживания.
Срок готовности к работе СвК устанавливается 6 часов. Кроме того, при выполнении свойственных команде работ в экстремальных ситуациях мирного времени срок ее готовности может устанавливаться распоряжением начальника ГО объекта, исходя из сложившейся обстановки.
2. Состав сводной команды объекта экономики и
основные технические средства
В состав СвК объекта входят:
управление – командир СвК, его заместитель, звено связи и разведки;
основные структурные подразделения – две спасательные группы, санитарная дружина и группа механизации работ;
основные технические средства СвК:
автокран – 1;
бульдозер – 1;
компрессор – 1;
силовая электростанция – 1;
осветительная электростанция – 1;
сварочный аппарат – 2;
бортовые машины – 8.
Кроме того, СвК имеет:
специальный инструмент и оборудование;
спецодежду;
средства индивидуальной защиты.
3. Задачи сводной команды объекта экономики
Задачи, выполняемые подразделениями СвК:
a) звено связи и разведки:
обеспечивает связь командира СвК с начальником ГО и командирами подчиненных подразделений;
осуществляет наблюдение и контроль за радиационной, химической, бактериологической обстановкой;
осуществляет поиск пораженных на объектах проведения АСДНР и информирует об этом командира СвК.
б) спасательные группы:
обеспечивают разборку завалов и извлечение из-под них пораженных;
проводят спасение людей из поврежденных, горящих и загазованных зданий;
проводят оказание пораженным первой медицинской помощи и доставку их на пункт сбора силами звеньев санитарной дружины;
осуществляет подачу воздуха в заваленные защитные сооружения.
в) группа механизации и аварийно-техническая:
производит устройство проездов в завалах для подвода техники к местам проведения спасательных работ;
обеспечивает техническими средствами разборку завалов и вскрытие разрушенных зданий, сооружений и укрытий в целях спасения людей;
осуществляет локализацию аварий на коммунально-энергетических сетях (КЭС) и временное восстановление разрушенных участков КЭС;
осуществляет укрепление или обрушение аварийных зданий, угрожающих обвалом;
обеспечивает другие неотложные работы в целях спасения людей.
г) санитарная дружина:
обеспечивает оказание первой медицинской помощи пораженным и их эвакуацию в отряды первой медицинской помощи (ОПМ);
оказывает первую медицинскую помощь личному составу СвК, получившему травмы при проведении АСДНР.
4. Возможности сводной команды объекта экономики
СвК за 10 часов может выполнить следующий объем
работы:
расчистить проезды в сплошных завалах – 1000м;
вскрыть заваленные убежища, разрушенные здания и сооружения – 3-4 единицы;
оказать первую медицинскую помощь пораженным – до 500 человек;
устранить аварийные повреждения на коммунально-энергетических сетях - 5-10 аварийных участков.
Спасатели и их статус
http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8955
Спасатели и их статус
Статус спасателей определён Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 14 июля 1995г. (Статья 23. «Спасатели»).
Граждане РФ приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации:
после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования;
выполнения нормативов по физической подготовке;
обучения по программам подготовки спасателей;
аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.
Гражданам РФ при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются:
удостоверение установленного образца;
книжка спасателя;
жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.
Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации ЧС.
Положение о книжке спасателя утверждается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Права спасателей
Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации ЧС, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.
В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели имеют право на:
полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;
беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации ЧС;
требование от всех лиц, находящихся в зонах ЧС, соблюдения установленных мер безопасности;
экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;
использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах ЧС.
Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации ЧС, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центре» и порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации ЧС, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.
Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение и соответствии с законодательством РФ.
Обязанности спасателей
Спасатели обязаны:
быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;
неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;
неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;
разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения.
Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта).
Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы.
Спасатели и их статус
Статус спасателей определён Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 14 июля 1995г. (Статья 23. «Спасатели»).
Граждане РФ приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации:
после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования;
выполнения нормативов по физической подготовке;
обучения по программам подготовки спасателей;
аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.
Гражданам РФ при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются:
удостоверение установленного образца;
книжка спасателя;
жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.
Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации ЧС.
Положение о книжке спасателя утверждается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Права спасателей
Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации ЧС, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.
В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели имеют право на:
полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;
беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации ЧС;
требование от всех лиц, находящихся в зонах ЧС, соблюдения установленных мер безопасности;
экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;
использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах ЧС.
Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации ЧС, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центре» и порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации ЧС, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.
Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение и соответствии с законодательством РФ.
Обязанности спасателей
Спасатели обязаны:
быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;
неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;
неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;
разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения.
Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта).
Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы.
Силы и средства, применяемые для проведения АСДНР
http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8954
Силы и средства, применяемые для проведения АСДНР
1. Создание аварийно-спасательных служб
В соответствии с законодательством РФ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования;
на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.
Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:
в федеральных органах исполнительной власти — решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах РФ — органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у них собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, — руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
в органах местного самоуправления — по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями и числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации ЧС.
2. Комплектование аварийно-спасательных служб
Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.
В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.
При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт).
Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации ЧС.
Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС, а также требований законодательства РФ.
В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научноисследователские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организаций по производству аварийно-спасательных средств.
3. Состав аварийно-спасательных служб
Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зависимости от характера и масштаба ЧС и конкретных потребностей в тех или иных силах могут привлекаться:
федеральные, региональные и территориальные поисково-спасательные отряды и службы МЧС России;
соединения, воинские части, подразделения и формирования ГО;
военизированные и невоенизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств и организаций РФ;
штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования субъектов РФ и органов местного самоуправления;
учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
противопожарные части и подразделения МВД России, других министерств и ведомств РФ;
специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, аварийно-поисково-спасательные подразделения Вооруженных Сил РФ, другие войска и воинские формирования;
подразделения Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.
Привлечение сил различной принадлежности для ликвидации ЧС проводится в порядке, определенном законодательством РФ, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, положениями о территориальных и функциональных подсистемах РСЧС, положениями, руководствами и соглашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами РФ по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.
Привлечение поисково-спасательных служб и аварийных формировании к ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС, которые предусматривают применение этих сил на определенных объектах и территориях, планами взаимодействия, которые предусматривают возможность использования этих сил на других объектах и территориях, и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплановом порядке.
Решение на привлечение поисково-спасательных служб и формирований к ликвидации ЧС принимаются уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и специальные формирования привлекаются к проведению работ по ликвидации ЧС в соответствии с заранее разработанными планами взаимодействия решением председателей ведомственных комиссий по ЧС, в том числе по запросам территориальных и местных КЧС.
Воинские части ГО постоянной готовности, а также сводные мобильные отряды соединений и воинских частей, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе, привлекаются к ликвидации ЧС решением Министра МЧС России. При внезапном возникновении ЧС на территории региона части ГО (сводные мобильные отряды воинских частей) могут задействоваться решением начальника соответствующего РЦ ГОЧС с немедленным докладом Министру МЧС России.
На период выполнения АСДНР соединения и воинские части ГО могут передаваться в оперативное подчинение руководителю ликвидации ЧС или КЧС на соответствующих территориях или объектах.
Специально подготовленные для ликвидации ЧС силы Министерства обороны РФ (соединения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, аварийно-спасательные подразделения), другие воинские формирования привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ.
Силы и средства, применяемые для проведения АСДНР
1. Создание аварийно-спасательных служб
В соответствии с законодательством РФ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования;
на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.
Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:
в федеральных органах исполнительной власти — решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах РФ — органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у них собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, — руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
в органах местного самоуправления — по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями и числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации ЧС.
2. Комплектование аварийно-спасательных служб
Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.
В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.
При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт).
Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации ЧС.
Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС, а также требований законодательства РФ.
В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научноисследователские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организаций по производству аварийно-спасательных средств.
3. Состав аварийно-спасательных служб
Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зависимости от характера и масштаба ЧС и конкретных потребностей в тех или иных силах могут привлекаться:
федеральные, региональные и территориальные поисково-спасательные отряды и службы МЧС России;
соединения, воинские части, подразделения и формирования ГО;
военизированные и невоенизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств и организаций РФ;
штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования субъектов РФ и органов местного самоуправления;
учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
противопожарные части и подразделения МВД России, других министерств и ведомств РФ;
специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, аварийно-поисково-спасательные подразделения Вооруженных Сил РФ, другие войска и воинские формирования;
подразделения Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.
Привлечение сил различной принадлежности для ликвидации ЧС проводится в порядке, определенном законодательством РФ, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, положениями о территориальных и функциональных подсистемах РСЧС, положениями, руководствами и соглашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами РФ по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.
Привлечение поисково-спасательных служб и аварийных формировании к ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС, которые предусматривают применение этих сил на определенных объектах и территориях, планами взаимодействия, которые предусматривают возможность использования этих сил на других объектах и территориях, и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплановом порядке.
Решение на привлечение поисково-спасательных служб и формирований к ликвидации ЧС принимаются уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и специальные формирования привлекаются к проведению работ по ликвидации ЧС в соответствии с заранее разработанными планами взаимодействия решением председателей ведомственных комиссий по ЧС, в том числе по запросам территориальных и местных КЧС.
Воинские части ГО постоянной готовности, а также сводные мобильные отряды соединений и воинских частей, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе, привлекаются к ликвидации ЧС решением Министра МЧС России. При внезапном возникновении ЧС на территории региона части ГО (сводные мобильные отряды воинских частей) могут задействоваться решением начальника соответствующего РЦ ГОЧС с немедленным докладом Министру МЧС России.
На период выполнения АСДНР соединения и воинские части ГО могут передаваться в оперативное подчинение руководителю ликвидации ЧС или КЧС на соответствующих территориях или объектах.
Специально подготовленные для ликвидации ЧС силы Министерства обороны РФ (соединения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, аварийно-спасательные подразделения), другие воинские формирования привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ.
Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8953
Условия проведения АСДНР требуют от личного состава формирований строгого соблюдения мер безопасности. Это позволит предотвратить несчастные случаи, потери личного состава формирований и населения при проведении АСДНР.
Командиры формирований обязаны заблаговременно разъяснить личному составу характерные особенности предстоящих действий, ознакомить его с порядком проведения работ и правилами безопасности, строго следить за их выполнением.
Конкретные меры безопасности указываются личному составу на участке работ одновременно с постановкой задачи.
Перед началом работ необходимо внимательно осмотреть разрушения, установить опасные места поврежденных зданий и сооружений.
Спасательные работы в полуразрушенных, горящих, задымленных помещениях, в завалах проводятся группами (не менее двух человек) при взаимной страховке.
В ходе спасательных работ передвижение машин, эвакуация пораженных и населения организуются по разведанным и обозначенным путям. Опасные места ограждаются предупредительными знаками.
Условия проведения АСДНР требуют от личного состава формирований строгого соблюдения мер безопасности. Это позволит предотвратить несчастные случаи, потери личного состава формирований и населения при проведении АСДНР.
Командиры формирований обязаны заблаговременно разъяснить личному составу характерные особенности предстоящих действий, ознакомить его с порядком проведения работ и правилами безопасности, строго следить за их выполнением.
Конкретные меры безопасности указываются личному составу на участке работ одновременно с постановкой задачи.
Перед началом работ необходимо внимательно осмотреть разрушения, установить опасные места поврежденных зданий и сооружений.
Спасательные работы в полуразрушенных, горящих, задымленных помещениях, в завалах проводятся группами (не менее двух человек) при взаимной страховке.
В ходе спасательных работ передвижение машин, эвакуация пораженных и населения организуются по разведанным и обозначенным путям. Опасные места ограждаются предупредительными знаками.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)