среда, 27 декабря 2017 г.

Принципы и задачи обучения производственного персонала и населения способам защиты в ЧС

http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8959

Принципы и задачи обучения производственного персонала и населения способам защиты в ЧС



Основные организационные прин­ципы


Основными организационными прин­ципами образования в области ГОЧС, вытекающие из положений Феде­ральных законов О защите населе­ния и территорий от ЧС природного и техногенного характера , О граждан­ской обороне и других нормативных правовых актов является:

всеобщ­ность;
непрерывность;
комплексность обучения.
Принцип всеобщности предполагает обучение всех категорий населе­ния, независимо от их возраста, национально­сти, рода деятельности и других факторов.

Непре­рывность связана с поэ­тапным формированием знаний, умений и навы­ков у обучаемых на про­тяжении всей жизни, на­чиная с детского возрас­та.

Комплексность за­ключается, с одной сто­роны, в обучении защите от всего спектра возмож­ных опасностей совре­менного мира, с другой — в учёте задач, возлага­емых на различные груп­пы обучаемых.



Основные задачи обучения населения в области ГО


Основными задачами обучения населения в области ГО являются:

изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;
выработка умений и навыков для проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ;
овладение личным составом гражданских организаций ГО (далее именуются - формирования) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.


Финансирование подготовки и обучения населения
в области ГО



Финансирование подготовки руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, организация учений и тренировок в области защиты от ЧС, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуще­ствляется в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

За счет средств бюджетов субъектов РФ финансируются содержа­ние учебно-методических центров по ГО и ЧС субъектов РФ, курсов ГО городов и районов, под­готовка руководителей, специалистов и работников в составе территориальных невоени­зированных формирований, проведение учений и тренировок, а также обучение населе­ния, не занятого в сферах производства и обслуживания.

За счет средств местных бюджетов финансируются подготовка руководителей и обу­чение работников в составе невоенизированных формирований, тренировки и учения, про­водимые органами местного самоуправления, а также участие в учениях, проводимых орга­нами исполнительной власти субъектов РФ.

Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязненной) радиоактивными и отравляющими (аварийно химически опасными) веществами

http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8958

Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязненной) радиоактивными и отравляющими (аварийно химически опасными) веществами



АСДНР в зоне радиоактивного загрязнения


АСДНР в зоне радиоактивного загрязнения - это первоочеред­ные работы по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне радиоактивного заг­рязнения, локализации и доведению до миниму­ма уровня радиоактивного заражения.

Основными задачами, решаемыми при проведении АСДНР на тер­ритории, загрязненной радиоактивными веществами, является ликви­дация (локализация) радиоактивного загрязнения и снижение (прекра­щение) миграции первичного загрязнения.

В процессе проведения АСДНР выполняются следующие ме­роприятия:

разведка территории;
поиск и спасение пострадавших;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи;


эвакуация пораженных из зоны радиоактивного загрязнения;
сбор, транспор­тирование и захоронение радиоактивных отходов;
дезактивация техники, зданий, промышленных объектов, одежды, людей и т.д.
Разборка завала, образовавшегося в результате разрушения ядерного реактора АС, может выполняться с применением инже­нерной машины разграждения (ИМР), имеющей коэффициент ослабления радиоактивных излучении не менее 2000. При этом выполняются следующие операции: разборка завала инженерной машиной разграждения с одновременной загрузкой радиционно загрязненных элементов завала в металлические контейнеры, загрузка металлических контейнеров в автосамосвал и транспортировка контейнеров в район захоронения (к могильнику),

Для захоронения радиоактивных материалов возводятся специальные могильники, как правило, обвалованного типа, полностью или частично заглубленные в грунт.

При высоком уровне грунтовых вод (1,5-2 м) допускается возведение могильников с возвышающимися стенами, насыпи из грунта, камня, бетона, бутовой кладки или других материалов, обеспечивающих требования радиационной безопасности. Могильники могут размещаться в заброшенных штольнях горных выработок, карьерах, находящихся в пределах опасной (санитарной) зоны на удалении 3-10 км от промплощадки РОО.

Для засыпки котлована, заполненного радиоактивными материалами и грунтом до установленной отметки, используется грунт, ранее вынутый из котлована. Толщина засыпки принимается по проекту, но не менее 1м. После уплотнения грунта и планировки насыпи, с целью придания ей уклона для стока дождевых и талых вод, поверхность могильника засыпается чистым растительным грунтом и засевается травой или производится посадка кустарников. Вокруг могильника отрывается нагорная канавка для отвода поверхностных вод в специальные водосборники или запруды.

Дезактивация территорий и дорог включает удаление радиоактивных веществ с открытой поверхности земли, дорог, сельскохозяйственных угодий, зданий и сооружений различного назначения. Целью мероприятий является снижение уровня радиоактивного загрязнения до безопасных значений, установленных нормами для людей, сельскохозяйственных и домашних животных, а также предотвращение образования вторичных радиоактивных загрязнений территорий, водоёмов и приземного слоя воздуха.

В зависимости от характера источников радиоактивного загрязнения, метеорологических и других условий выпадения радиоактивных веществ, размеры зон загрязнения могут локальными и массовыми. Локальные (объектовые) зоны загрязнения возникают при аварийных ситуациях на РОО и распространяются, как правило, в пределах территории (площади) объекта. Образование массовых (масштабных) загрязнений связано в основном со взрывами ядерных боеприпасов, тепловыми взрывами на реакторах АС, хранилищах высокоактивных отходов с выбросом радиоактивных частиц в атмосферу и распространением их по ветру.

При локальных загрязнениях очистка территории предусматривается в пределах всей или большей части зоны загрязнения. При этом остаточные или допустимые загрязнения (мощности доз) не должны превышать фонового уровня.

При массовых (масштабных) загрязнениях очищаются, глав­ным образом, отдельные участки местности, на которых пред­полагается размещение людей, техники, складов продовольствия и материальных ресурсов, посевов сельскохозяйственных куль­тур, а также населенные пункты и лесные массивы с высокими степенями загрязнения и другие объекты.

Способы снижения радиоактивного загрязнения местности основаны на преодолении связи радиоактивных частиц с поверх­ностью земли, их удалении (транспортировании) и захоронении, изоляции радиоактивно-загрязненной поверхности слоем бетона, асфальта или грунта, ослабляющим радиоактивные излучения, а также предотвращающим вторичное пылеобразование.

Основ­ными способами, проверенными при ликвидации аварии на Чер­нобыльской атомной электростанции, являются:

снятие поверхностного слоя грунта, загрязненного радиоак­тивными частицами;
засыпка чистым грунтом участков местности, загрязненных радиоактивными частицами, на которых предполагается размеще­ние людей, средств транспорта, механизмов и других объектов;
изоляция радиоактивно загрязненной поверхности слоем бе­тона, асфальта или укладкой бетонных плит;
удаление радиоактивных частиц с поверхности дорог, имею­щих бетонные, асфальтовые и другие твердые покрытия, струей воды, а грунтовых дорог и колонных путей - срезанием верхне­го слоя дорожного полотна;
временное закрепление радиоактивных частиц на местности с ис­пользованием растворов поверхностно-активных веществ, после зат­вердевания раствора образуется поверхностная пленка, способная в течение нескольких суток удерживать радиоактивные частицы и пре­дотвратить пылеобразование и вторичное загрязнение местности за счет переноса частиц по ветру.
Операции по срезанию поверхностного слоя грунта при сте­пени загрязнения, превышающей уровень радиационного фона местности, выполняются грейдерами, бульдозерами, а иногда и скреперами. Срезанный грунт собирается в отвалы, а затем транспортируется в могильники.

Снижение радиоактивного загрязнения местности путем засып­ки чистым грунтом предусматривает предварительное срезание имеющихся деревьев, кустарников и их захоронение в специаль­ных могильниках, либо на месте в специально вырытых транше­ях (котлованах) с последующей засыпкой слоем песка не менее 50 см. При локальных загрязнениях засыпка должна начинаться от чистой (менее загрязненной) территории.

Снижение радиоактивного загрязнения местности путем изоля­ции поверхности слоем бетона, асфальта или бетонными плита­ми осуществляется, как правило, на участках территории, не­посредственно прилегающей к источникам загрязнений, и не имеющих твердых покрытий.

Бетонные заводы целесообразно развертывать вблизи карье­ров песка или гравия (щебня) вне опасных зон радиоактив­ного загрязнения местности.

Укладка бетонных (железобетонных) плит при дезактивации местности может производиться непосредственно на грунт, пос­ле срезания верхнего сильно загрязненного слоя, а также на ра­нее уложенное бетонное или асфальтовое покрытие в качестве дополнительной защиты от радиоактивных излучений.

Пылеподавление на дорогах проводится с целью снижения ин­тенсивности загрязнения проезжей части и уменьшения опаснос­ти вторичного радиоактивного загрязнения прилегающей мест­ности за счет переноса пыли при движении транспорта. Пылеподавление позволяет снизить опасность радиоактивного облучения людей и сельскохозяйственных животных, оказавшихся на дорогах или в непосредственной близости от них.

Способы и средства пылеподавления на дорогах зависят от интенсивности загрязнения и типа дорожного покрытия.

Удаление радиоактивных частиц с загрязненных поверхнос­тей дорог с твердым асфальтовым или бетонным покрытием стру­ей воды или специальных растворов наиболее доступно и широ­ко применяется на практике. После смыва радиоактивных частиц загрязненная жидкость собирается в кюветах, специальных от­стойниках, могильниках или в передвижные емкости.

Смыв (отрыв) радиоактивных частиц с поверхности асфаль­та или бетона осуществляется струей воды или специальных растворов под давлением, создаваемым насосами поливомоечных или пожарных машин.

В зимнее время очистка дорог с твердым покрытием осуществляется путем сгребания снега бульдозером или обработкой щетками, имею­щимися на подметальных и тротуароуборочных машинах.

Удаление радиоактивных частиц с поверхности проезжей час­ти грунтовых дорог и колонных путей производится путем удале­ния (срезания грейдером) верхнего слоя загрязненного грунта тол­щиной до 10 см с последующей засыпкой проезжей части гравием, щебнем, крупным песком, шлаком и другими каменными матери­алами или укладкой бетона (бетонных плит) или асфальта.

Анализ радиационной обстановки в районе аварий на АС по­казывает, что лесные массивы, находящиеся вблизи от аварий­ных объектов, которые оказываются на пути движения радиоак­тивного облака, могут иметь уровни загрязнения в 1,5-2 раза больше, чем на открытой местности.

Опыт ликвидации последствий аварии на ЧАЭС показал, что наиболее целесообразным методом изоляции радиоактивных заг­рязнений в лесных массивах является засыпка сухим грунтом спиленных деревьев, веток и лесной подстилки.

Для предотвращения опасности смыва радиоактивных частиц с территории загрязненного лесного массива вместе с талой и дождевой водой вся площадь пораженного лесного массива ог­раждается грунтовой насыпью высотой 1,5-2 м.

Водоохранные мероприятия являются составной частью ме­роприятий по снижению радиоактивного загрязнения местности, дорог и населенных пунктов.







Анализ результатов исследований и опыта ликвидации послед­ствий аварий на радиационно опасных объектах в России и за рубежом показывает, что основными, достаточно эффективны­ми способами снижения опасности загрязнения воды в реках, во­доемах и подземных водоносных горизонтах долгоживущими радионуклидами и изотопами, являются:

возведение земляных защитных дамб вокруг территории радиационно опасных объектов, глухих и фильтрующих плотин на ручьях, каналах, небольших реках и оврагах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения;
устройство донных ловушек (илоулавливателей) в русле рек, протекающих вблизи радиационно опасных объектов, на дне акваторий водохранилищ, а также вблизи мест расположе­ния водозаборных устройств.
Защитные дамбы вокруг радиационно опасных объектов и участков опасного загрязнения местности возводятся, как пра­вило, из чистого грунта, привозимого с незагрязненных террито­рий, из карьеров и заранее намытых резервов песка (грунта).



Спасательные работы в очагах химического поражения


Спасательные работы в очагах химического поражения вклю­чают:

ведение химической разведки;
проведение про­филактических мероприятий, само- и взаимопомощи;
розыск и выявле­ние пораженных людей, оказание им первой медицинской помощи и эвакуацию в лечебные учреждения;
эвакуацию непораженного населения из очагов;
санитарную обработку людей, дегазацию одежды и обуви, средств защиты, местности, сооружений, тех­ники и транспорта;
выявление зараженного продовольствия, ис­точников воды и обеззараживание продуктов питания и фуража.
Специфические особенности ведения спасательных работ в оча­гах химического поражения обусловливаются высокой токсич­ностью АХОВ, скоротечностью развития отравления, ограничен­ностью срока, в течение которого должна быть оказана первая медицинская помощь пострадавшим.

В связи с этим, эффективность спасательных работ во многом зависит от умелого сочетания мероприятий по само- и взаимопо­мощи с быстрым оказанием помощи медицинскими работниками и последующей срочной эвакуацией пораженных за границы оча­га химического поражения.

Само- и взаимопомощь заключается в надевании противогаза на пораженного, введении антидота, обработке кожи дегазирую­щим веществом. Все это должно быть проделано немедленно, по­скольку введение антидота, как и дегазация АХОВ на коже, эффективны только в первые минуты после появления призна­ков поражения людей. Эффективность оказываемой в последую­щем первой медицинской помощи в значительной степени будет зависеть от того, в какой мере пострадавший человек восполь­зовался средствами защиты в порядке само- и взаимопомощи. Кроме того, специфика процесса и содержания первой медицинс­кой помощи зависит от типа АХОВ.

Своевременное обнаружение химического заражения и определение типа АХОВ осуществляется учреждениями сети наблюдения и лабо­раторного контроля (СНЛК), а также постами радиационного и химиче­ского наблюдения.

Для проведения спасательных работ привлекаются подразделения химической защиты воинских частей ГО, специальные отряды (коман­ды, группы) противорадиационной и противохимической защиты объек­тов экономики, медицинские формирования, а также другие специально подготовленные и оснащенные подразделения и формирования.

Личный состав сил, вводимых в очаг химического поражения, обес­печивается средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, антидотами, индивидуальными противохимическими пакетами.

Первыми в очаг поражения для оказания помощи пораженным вводятся медицинские подразделения воинских частей и подраз­деления медицины катастроф, а также подразделения химической защиты и формирования противорадиационной и противо­химической защиты. Основные усилия этих сил направляются на оказание немедленной медицинской помощи пораженным и их эвакуацию на незараженную местность, а также на проведение дегазации территории, сооружений и техники.

В первую очередь эвакуации подлежат лица, находящиеся без средств защиты органов дыхания. Затем эвакуируют людей, имеющих противогазы и уже получивших первую медицинскую помощь. В последнюю очередь эвакуируют лиц, укрытых в убе­жищах с фильтровентиляционными установками. Тяжело пора­женных людей эвакуируют в сопровождении медицинского персо­нала. Не исключено, что при эвакуации в лечебные учреждения значительное число пораженных людей будет нуждаться в экст­ренной помощи. Поэтому сопровождающий персонал должен иметь необходимые средства для оказания неотложной медицин­ской помощи в пути следования.

Эвакуация пораженных и населения из очага поражения со­ставит значительный объем работ и потребует выделения необ- холимого количества транспорта. Для розыска, выноса и посад­ки пораженных людей на транспорт привлекаются формирования различного назначения. Эвакуация непораженного населения, находящегося в зданиях, производится пешим порядком по про­деланным проходам, а также на любом виде транспорта, если такая возможность представится.

Особенности проведения спасательных работ во вторичных очагах химического поражения заключаются в том, что тип АХОВ, которое может образовать очаг, его поражающие свой­ства, меры защиты и помощи известны заранее. Масштабы по­ражения также можно рассчитать заблаговременно, а сле­довательно, и предусмотреть объем работ, силы и средства, которые нужно привлечь для ликвидации очага. В ходе спасатель­ных работ во вторичном очаге поражения основные усилия направля­ются на локализацию источников АХОВ и предотвращение его пос­ледующего поступления на местность и в воздух.

Локализация, подавление или снижение до минимального уровня воздействия возникших при авариях на химически опасных объек­тах поражающих факторов осуществляют следующими способа­ми: прекращением выбросов АХОВ путем перекрытия задвижек с отключением поврежденной части технологического оборудования; постановкой жидкостных завес (водяных или нейтрализующих ра­створов); обвалованием пролива АХОВ; откачкой (сбором) пролив­шегося АХОВ в резервные емкости; разбавлением пролива АХОВ водой и нейтрализующими растворами; засыпкой пролива сыпучи­ми твердыми сорбентами; выжиганием пролива и т.д.

Подразделения химической защиты и формирования противо­радиационной и противохимической защиты в период проведе­ния спасательных работ в очагах химического поражения дега­зируют участки местности и дорог, здания и сооружения, проводят санитарную обработку личного состава воинских час­тей, рабочих и служащих и населения, обеззараживают их сред­ства защиты и одежду.

Для санитарной обработки рабочих, служащих и населения, эвакуируемого из очага химического поражения, и дегазации транспортных средств вблизи маршрутов эвакуации вне очага поражения подразделения химической защиты частей ГО развер­тывают пункты специальной обработки. Для этой же цели ис­пользуются санитарные обмывочные пункты и станции обезза­раживания транспорта объектов экономики, находящихся на незараженной территории. В летнее, теплое время года санитар­ная обработка населения может проводиться у незараженных открытых водоемов. Санитарная обработка пораженных людей проводится в процессе оказания им медицинской помощи в медицинских учреждениях. Зараженные одежда, средства индивидуальной защиты направляются для дегазации на станции обез­зараживания одежды или пункты специальной обработки.

Продукты питания на складах, предприятиях пищевой про­мышленности, в торговой сети, источники воды, находящиеся на территории очагов химического поражения, тщательно обследуются. Берутся пробы продуктов питания, воды и фуража и направляются в химические лаборатории для анализа и прове­дения экспертизы. По результатам экспертизы принимается ре­шение о возможности их использования, необходимости дегаза­ции или уничтожения. Продовольствие, подлежащее дегазации (находящееся в бочках, стеклянной таре, плотной укупорке), дегазируется специалистами соответствующих объектов. Прове­дение контроля продовольствия и источников воды, находящих­ся на зараженной местности, возлагается на медицинские учреждения, а фуража - на ветеринарные учреждения.

Спасательные работы в очагах химического поражения выпол­няются в противогазах и средствах защиты кожи. Продолжительность работы личного состава одной смены в очаге химического пораже­ния зависит главным образом от времени допустимого непрерыв­ного пребывания в средствах индивидуальной защиты. Во избежа­ние выхода личного состава из строя в результате теплового удара срок пребывания в противогазах и защитной одежде устанавлива­ется в зависимости от температуры в «подкостюмном» простран­стве, применяются экранирующие комбинезоны или производится охлаждение защитных костюмов водой.

Работы проводятся в кратчайшие сроки до полного их завер­шения с привлечением необходимого количества сил и средств. Замена личного состава, длительное время ведущего работы, осуществляется за счет резервов и привлечения дополнитель­ных специальных формирований.

В зависимости от обстановки работы в очагах химического поражения могут проводиться последовательно (в отдельных, наиболее важных местах) или одновременно (сразу на всей их территории). Очаги химического поражения считаются ликви­дированными, когда пребывание людей без средств защиты в них становится безопасным.

Действия командира сводной команды объекта экономики в ходе ликвидации последствий ЧС

http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8957

Для обеспечения сбора личного состава СвК в случае возникновения ЧС (или проведения тренировок и учений) составляется схема оповещения в рабочее и нерабочее время. Порядок оповещения личного состава СвК и время сбора ее в исходном пункте определяются этой схемой, отрабатываются и проверяются на тренировках и учениях по ГОЧС.

С получением информации ( Объявлен сбор ) личный состав команды должен одеться по сезону, взять с собой вещи первой необходимости и прибыть на место сбора. Информация о сборе доводится до личного состава СвК либо посыльными, либо с помощью средств телефонной связи. По прибытии на место сбора весь личный состав получает табельное оснащение и технику и проверяет их исправность.

Командиры групп сразу же направляют своих специалистов для получения бортовых машин и инженерной техники, которая должна быть полностью исправна и заправлена всеми видами горюче-смазочных материалов.

Командир звена связи и разведки обеспечивает связь и при необходимости организует наблюдение и контроль за радиационной и химической обстановкой.

Командир СвК собирает командиров групп и отдает им распоряжение по приведению команды в полную готовность.

Назначение, состав, задачи и возможности сводной команды объекта экономики (СвК)

http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8956

Назначение, состав, задачи и возможности сводной команды объекта экономики (СвК)

1. Назначение сводной команды объекта экономики



При ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ привлекаются невоенизированные формирования объектов народного хозяйства, в том числе и сводные команды.

Сводная команда – наиболее мобильное, хорошо оснащенное невоенизированное формирование повышенной готовности объекта экономики.

Она предназначена для выполнения всех видов спасательных и других неотложных работ, кроме пожаротушения и обеззараживания.

Срок готовности к работе СвК устанавливается 6 часов. Кроме того, при выполнении свойственных команде работ в экстремальных ситуациях мирного времени срок ее готовности может устанавливаться распоряжением начальника ГО объекта, исходя из сложившейся обстановки.

2. Состав сводной команды объекта экономики и

основные технические средства



В состав СвК объекта входят:

управление – командир СвК, его заместитель, звено связи и разведки;
основные структурные подразделения – две спасательные группы, санитарная дружина и группа механизации работ;
основные технические средства СвК:
автокран – 1;
бульдозер – 1;
компрессор – 1;
силовая электростанция – 1;
осветительная электростанция – 1;
сварочный аппарат – 2;
бортовые машины – 8.
Кроме того, СвК имеет:

специальный инструмент и оборудование;
спецодежду;
средства индивидуальной защиты.
3. Задачи сводной команды объекта экономики



Задачи, выполняемые подразделениями СвК:

a) звено связи и разведки:

обеспечивает связь командира СвК с начальником ГО и командирами подчиненных подразделений;
осуществляет наблюдение и контроль за радиационной, химической, бактериологической обстановкой;
осуществляет поиск пораженных на объектах проведения АСДНР и информирует об этом командира СвК.
б) спасательные группы:

обеспечивают разборку завалов и извлечение из-под них пораженных;
проводят спасение людей из поврежденных, горящих и загазованных зданий;
проводят оказание пораженным первой медицинской помощи и доставку их на пункт сбора силами звеньев санитарной дружины;
осуществляет подачу воздуха в заваленные защитные сооружения.
в) группа механизации и аварийно-техническая:

производит устройство проездов в завалах для подвода техники к местам проведения спасательных работ;
обеспечивает техническими средствами разборку завалов и вскрытие разрушенных зданий, сооружений и укрытий в целях спасения людей;
осуществляет локализацию аварий на коммунально-энергетических сетях (КЭС) и временное восстановление разрушенных участков КЭС;
осуществляет укрепление или обрушение аварийных зданий, угрожающих обвалом;
обеспечивает другие неотложные работы в целях спасения людей.
г) санитарная дружина:

обеспечивает оказание первой медицинской помощи пораженным и их эвакуацию в отряды первой медицинской помощи (ОПМ);
оказывает первую медицинскую помощь личному составу СвК, получившему травмы при проведении АСДНР.


4. Возможности сводной команды объекта экономики



СвК за 10 часов может выполнить следующий объем

работы:

расчистить проезды в сплошных завалах – 1000м;
вскрыть заваленные убежища, разрушенные здания и сооружения – 3-4 единицы;
оказать первую медицинскую помощь пораженным – до 500 человек;
устранить аварийные повреждения на коммунально-энергетических сетях - 5-10 аварийных участков.

Спасатели и их статус

http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8955

Спасатели и их статус

Статус спасателей определён Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 14 июля 1995г. (Статья 23. «Спасатели»).

Граждане РФ приобретают статус спасателей на основании реше­ния соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации:

после прохожде­ния указанными гражданами медицинского освидетельствования;
выполнения нормативов по физической подготовке;
обучения по программам подготовки спасателей;
аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.
Гражданам РФ при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются:

удостоверение установленного образца;
книжка спасателя;
жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.
Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации ЧС.

Положение о книжке спасателя утверждается федеральным орга­ном исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области за­щиты населения и территорий от ЧС.



Права спасателей


Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации ЧС, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.

В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели имеют пра­во на:

полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанно­стей;
беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации ЧС;
требование от всех лиц, находящихся в зонах ЧС, соблюдения уста­новленных мер безопасности;
экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасатель­ных работ;
использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установ­ленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах ЧС.
Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации ЧС, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центре» и порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование сво­их теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установлен­ном порядке.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных ава­рийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спа­сательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных ава­рийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнении обязанностей, воз­ложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадав­шие в ходе проведения работ по ликвидации ЧС, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.

Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение и соответствии с зако­нодательством РФ.



Обязанности спасателей


Спасатели обязаны:

быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подго­товку;
совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирова­ний;
неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им пер­вую медицинскую и другие виды помощи;
неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасатель­ных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указан­ных работ;
разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения.
Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, професси­ональных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими устава­ми, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта).

Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, професси­ональных аварийно-спасательных формирований должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы.

Силы и средства, применяемые для проведения АСДНР

http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8954

Силы и средства, применяемые для проведения АСДНР

1. Создание аварийно-спасательных служб



В соответствии с законодательством РФ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования;
на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.
Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спа­сательные формирования создаются:
в федеральных органах исполнительной власти — решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, спе­циально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, и другими заинтересованными федеральными органами исполни­тельной власти;
в субъектах РФ — органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осу­ществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязатель­ное наличие у них собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спаса­тельных формирований, — руководством организаций по согласованию с органами управ­ления при органах исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
в органах местного самоуправления — по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями и числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодатель­ством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, пре­дусмотренном законодательством РФ.
Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объе­динениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвида­ции ЧС.


2. Комплектование аварийно-спасательных служб



Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.

В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.

К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт).

Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе адми­нистрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в слу­чае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации ЧС.

Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы испол­нительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, орга­низации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС, а также требований законодательства РФ.

В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научноисследователские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организаций по производству аварийно-спасательных средств.



3. Состав аварийно-спасательных служб



Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зависимости от характера и масштаба ЧС и конкретных потребностей в тех или иных силах мо­гут привлекаться:

федеральные, региональные и территориальные поисково-спа­сательные отряды и службы МЧС России;
соединения, воинские части, подразделения и формирования ГО;
военизированные и невоенизированные аварийно-спасатель­ные службы, аварийно-спасательные и специализированные фор­мирования министерств, ведомств и организаций РФ;
штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования субъектов РФ и орга­нов местного самоуправления;
учреждения и формирования Всероссийской службы медици­ны катастроф;
противопожарные части и подразделения МВД России, других ми­нистерств и ведомств РФ;
специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, аварийно-поисково-спасательные подразделения Вооруженных Сил РФ, другие войска и воинские формирования;
подразделения Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.
Привлечение сил различной принадлежности для ликвидации ЧС проводится в порядке, определенном за­конодательством РФ, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, положениями о территориальных и функцио­нальных подсистемах РСЧС, положениями, руководствами и со­глашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами РФ по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.

Привлечение поисково-спасательных служб и аварийных фор­мировании к ликвидации ЧС осуществля­ется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС, которые предусматрива­ют применение этих сил на определенных объектах и территори­ях, планами взаимодействия, которые предусматривают возмож­ность использования этих сил на других объектах и территориях, и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплано­вом порядке.

Решение на привлечение поисково-спасательных служб и фор­мирований к ликвидации ЧС принимаются уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной влас­ти субъектов РФ, органов местного самоуп­равления и организаций, осуществляющих руководство дея­тельностью указанных служб и формирований.

Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-восстано­вительные и специальные формирования привлекаются к прове­дению работ по ликвидации ЧС в соответ­ствии с заранее разработанными планами взаимодействия решением председателей ведомственных комиссий по ЧС, в том числе по запросам территориальных и местных КЧС.

Воинские части ГО постоянной готовности, а так­же сводные мобильные отряды соединений и воинских частей, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе, привлекают­ся к ликвидации ЧС решением Министра МЧС России. При внезапном возникновении ЧС на тер­ритории региона части ГО (сводные мобиль­ные отряды воинских частей) могут задействоваться решением начальника соответствующего РЦ ГОЧС с немедленным докла­дом Министру МЧС России.

На период выполнения АСДНР соединения и воинские части ГО могут переда­ваться в оперативное подчинение руководителю ликвидации ЧС или КЧС на соответствующих территориях или объектах.

Специально подготовленные для ликвидации ЧС силы Министерства обороны РФ (со­единения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, ава­рийно-спасательные подразделения), другие воинские формиро­вания привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ.

Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ

http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8953

Условия проведения АСДНР требуют от личного состава форми­рований строгого соблюдения мер безопасности. Это позволит предот­вратить несчастные случаи, потери личного состава формирований и населения при проведении АСДНР.

Командиры формирований обязаны заблаговременно разъяснить личному составу характерные особенности предстоящих действий, оз­накомить его с порядком проведения работ и правилами безопасности, строго следить за их выполнением.

Конкретные меры безопасности указываются личному составу на участке работ одновременно с постановкой задачи.

Перед началом работ необходимо внимательно осмотреть разру­шения, установить опасные места поврежденных зданий и сооруже­ний.

Спасательные работы в полуразрушенных, горящих, задымленных помещениях, в завалах проводятся группами (не менее двух человек) при взаимной страховке.

В ходе спасательных работ передвижение машин, эвакуация по­раженных и населения организуются по разведанным и обозначенным путям. Опасные места ограждаются предупредительными знаками.