пятница, 22 июля 2016 г.

Борецкая роспись

http://www.ce-studbaza.ru/schriebe.php?id=1878

Борецкая роспись датируется XVII веком, происходит из села Борок и своими корнями уходит далеко в глубь веков, в ней видно влияние древнерусского искусства и книжной миниатюры.

Пермогорская роспись

http://www.ce-studbaza.ru/schriebe.php?id=1877

Пермогорская роспись появилась в XVIII в. на берегу Северной Двины.

Тоемская роспись

http://www.ce-studbaza.ru/schriebe.php?id=1876

Тоемская роспись, или как ее еще называют нижнетоемская, также появилась на берегах Северной Двины, там где в нее впадает река Нижняя Тойма, отсюда и название росписи. Однако Нижняя Тойма - это не только название реки, так называли и всю эту местность, включавшую в себя около десятка деревень. Вот здесь и зародилась в XVIII веке тоемская роспись.

Ракульская роспись

http://www.ce-studbaza.ru/schriebe.php?id=1875

Ракульская роспись очень самобытна и не похожа на промыслы других деревень Северной Двины. Ее колорит очень многообразен, хотя общий тон росписи достаточно спокойный, в ней не используется такое количество растительных орнаментов и всевозможных завитков, как у соседних сел, это придает работам известное изящество. Промысел зародился в XIX веке в деревне Ульяновка, там, где река Ракулка впадает в воды Северной Двины, отсюда и название этой росписи - ракульская. Интересно, что росписью в деревне занималась только одна семья Витязевых, мастерство в ней передавалось из поколения в поколение, других фамилий мастеров до нас не дошло, вероятнее всего их и не было.

Онежская роспись

http://www.ce-studbaza.ru/schriebe.php?id=1874

Онежская роспись по видимому появилась в XIX веке на берегах реки Онеги.

Уфтюжская роспись

http://www.ce-studbaza.ru/schriebe.php?id=1873

Уфтюжская роспись происходит из деревни Верхняя Уфтюга, которая в свою очередь получила название от реки, впадающей в Северную Двину. Сама река Верхняя Уфтюга разливалась только весной, а летом и на зиму река пересыхала, добраться до других сел не было возможности из-за бездорожья, поэтому связь с внешним миром проходила только в месяцы разлива реки. Весь год местные мастера работали, расписывая прялки и другие изделия, а весной переправлялись по реке на ярмарки в крупные города Северной Двины. Росписью были заняты как отдельные мастера, так и целые семьи. В основном для продажи изготавливались берестяные туеса и короба, прялки же не продавали, а дарили на свадьбу или просто членам семьи.

Шенкурская роспись

http://www.ce-studbaza.ru/schriebe.php?id=1872

Шенкурская роспись зародилась в XIX в. на реке Вага в окрестностях города Шенкурск, от которого роспись взяла свое название. Истоки росписи, как и у многих других северодвинских росписей, уходят корнями в книжную церковную миниатюру и иконопись. Росписью покрывались разные предметы быта, в том числе и прялки. Редкие шенкурские прялки изготавливали из единого куска древесины (так называемые корневушки), а чаще всего шенкурская прялка состояла из двух частей - лопаски на точеной ножке и донца. Очень часто в нижней части лопаски, в месте перехода в ножку, ставился год изготовления прялки, что значительно облегчает работу исследователей.