http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8254
План
1) История развития пластиковых карточек.
2) Смарт-карта изнутри.
3) Европейский опыт использования платежных карт. Проблемы и перспективы их развития в Украине.
4) Использованная литература
На сайте СтудБаза есть возможность скачать БЕСПЛАТНО скачать студенческий материал по техническим и гуманитарным специальностям: дипломные работы, магистерские работы, бакалаврские работы, диссертации, курсовые работы, рефераты, задачи, контрольные работы, лабораторные работы, практические работы, самостоятельные работы, литература и многое др..
среда, 22 ноября 2017 г.
Перспективы развития платежных карточек
http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8253
План
1) История развития пластиковых карточек.
2) Смарт-карта изнутри.
3) Европейский опыт использования платежных карт. Проблемы и перспективы их развития в Украине.
4) Использованная литература
План
1) История развития пластиковых карточек.
2) Смарт-карта изнутри.
3) Европейский опыт использования платежных карт. Проблемы и перспективы их развития в Украине.
4) Использованная литература
вторник, 21 ноября 2017 г.
Перспективы развития расчёта пластиковыми карточками в Республике Беларусь
http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8252
Сегодня «карточный» бизнес в Беларуси развивается не так стремительно, как хотелось бы. Это объясняется тем, что платежная культура населения республики пока находится на минимальном уровне. Огромная масса розничных платежей все еще осуществляется с использованием наличных денежных средств.
А ведь дальнейшее активное использование банковских пластиковых карточек, электронных платежей и интернет-платежей позволит снизить затраты, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, повысит скорость расчетов и уровень обслуживания населения.
Надо иметь в виду, что сегодня главная проблема не в том, карточки каких систем эмитированы в нашей стране, а в том, что для применения этих карточек населением пока не создана необходимая программно-техническая инфраструктура, которая бы обеспечивала проведение безналичных платежей и получение наличных денег независимо от принадлежности карточки к внутренней либо международной системе расчетов. Более того, не обеспечено эффективное использование уже установленного оборудования.
В Беларуси достигнуты определенные успехи в области эмиссии банковских пластиковых карточек. Вместе с тем их использование в качестве платежного инструмента в сфере торговли и услуг остается на низком уровне. Проблема увеличения доли безналичных расчетов в сфере розничных платежей носит комплексный характер и требует адекватного подхода к ее решению на основе использования мирового опыта.
Кроме того, требуется разработать и реализовать ряд следующих мер организационно-экономического характера, направленных на сбалансированность экономических интересов партнеров по карточному бизнесу — держателей карточек, банков, предприятий торговли и сервиса:
— грамотное бизнес-планирование, наращивание объемов эмиссии чиповых EMV-карточек;
— внедрение кредитных карточек;
— разработка и внедрение системы стимулирования установления терминального оборудования и его эффективной эксплуатации на предприятиях торговли и сервиса;
— разработка и внедрение кобрэндинговых программ и программ лояльности, стимулирующих активность держателей карточек в проведении расчетных операций с их использованием;
— развитие новых видов услуг для держателей карточек, проведение маркетинговых мероприятий;
— совершенствование тарифной политики;
— освещение накопленного опыта работы в средствах массовой информации.
Подводя итог, можно сделать вывод, что развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек является одним из основополагающих направлений развития платежной системы нашей страны.
Сегодня «карточный» бизнес в Беларуси развивается не так стремительно, как хотелось бы. Это объясняется тем, что платежная культура населения республики пока находится на минимальном уровне. Огромная масса розничных платежей все еще осуществляется с использованием наличных денежных средств.
А ведь дальнейшее активное использование банковских пластиковых карточек, электронных платежей и интернет-платежей позволит снизить затраты, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, повысит скорость расчетов и уровень обслуживания населения.
Надо иметь в виду, что сегодня главная проблема не в том, карточки каких систем эмитированы в нашей стране, а в том, что для применения этих карточек населением пока не создана необходимая программно-техническая инфраструктура, которая бы обеспечивала проведение безналичных платежей и получение наличных денег независимо от принадлежности карточки к внутренней либо международной системе расчетов. Более того, не обеспечено эффективное использование уже установленного оборудования.
В Беларуси достигнуты определенные успехи в области эмиссии банковских пластиковых карточек. Вместе с тем их использование в качестве платежного инструмента в сфере торговли и услуг остается на низком уровне. Проблема увеличения доли безналичных расчетов в сфере розничных платежей носит комплексный характер и требует адекватного подхода к ее решению на основе использования мирового опыта.
Кроме того, требуется разработать и реализовать ряд следующих мер организационно-экономического характера, направленных на сбалансированность экономических интересов партнеров по карточному бизнесу — держателей карточек, банков, предприятий торговли и сервиса:
— грамотное бизнес-планирование, наращивание объемов эмиссии чиповых EMV-карточек;
— внедрение кредитных карточек;
— разработка и внедрение системы стимулирования установления терминального оборудования и его эффективной эксплуатации на предприятиях торговли и сервиса;
— разработка и внедрение кобрэндинговых программ и программ лояльности, стимулирующих активность держателей карточек в проведении расчетных операций с их использованием;
— развитие новых видов услуг для держателей карточек, проведение маркетинговых мероприятий;
— совершенствование тарифной политики;
— освещение накопленного опыта работы в средствах массовой информации.
Подводя итог, можно сделать вывод, что развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек является одним из основополагающих направлений развития платежной системы нашей страны.
Раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, проблем, стоящих перед современным рынком ценных бумаг в России, и перспектив дальнейшего его развития
http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8251
Ценные бумаги - необходимый атрибут всякого рыночного хозяйства. Ранее во внутреннем гражданском обороте находилось лишь минимальное количество ценных бумаг, в основном выпущенных (эмитированных) государством: облигации, предъявительские сберкнижки и аккредитивы, выигравшие лотерейные билеты, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек.
С переходом России к рыночной экономике оборот ценных бумаг резко возрос, стал формироваться их рынок. Правда он касался лишь так называемых «фондовых», или «инвестиционных» ценных бумаг - акций и облигаций, а главное, получил крайне неудовлетворительную правовую регламентацию, недостатки которой составили базу для многих злоупотреблений.
Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.
Рынок ценных бумаг входит в структуру финансового рынка как составная часть, объединяя сегменты денежного рынка и рынка капиталов. На рынке ценных бумаг происходит перераспределение капиталов между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между различными слоями населения. Рынок ценных бумаг, являясь одной из составляющих рыночной экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, развития научно-технического прогресса, инновационной деятельности, освоения новых производств.
Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка и строгий контроль за ее исполнением.
Ценные бумаги - необходимый атрибут всякого рыночного хозяйства. Ранее во внутреннем гражданском обороте находилось лишь минимальное количество ценных бумаг, в основном выпущенных (эмитированных) государством: облигации, предъявительские сберкнижки и аккредитивы, выигравшие лотерейные билеты, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек.
С переходом России к рыночной экономике оборот ценных бумаг резко возрос, стал формироваться их рынок. Правда он касался лишь так называемых «фондовых», или «инвестиционных» ценных бумаг - акций и облигаций, а главное, получил крайне неудовлетворительную правовую регламентацию, недостатки которой составили базу для многих злоупотреблений.
Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.
Рынок ценных бумаг входит в структуру финансового рынка как составная часть, объединяя сегменты денежного рынка и рынка капиталов. На рынке ценных бумаг происходит перераспределение капиталов между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между различными слоями населения. Рынок ценных бумаг, являясь одной из составляющих рыночной экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, развития научно-технического прогресса, инновационной деятельности, освоения новых производств.
Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка и строгий контроль за ее исполнением.
Перспективы развития спектра продуктов и услуг национального бюро кредитных историй
http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8250
Эффективное развитие экономики и финансового сектора невозможно без информационной открытости и прозрачности. Известно, что обмен информацией стимулирует рост банковских кредитов по отношению к ВВП примерно на 20%. Бюро кредитных историй (БКИ) служат интересам как кредиторов, так и заемщиков. С помощью БКИ банки могут повысить уровень управления рисками и, следовательно, улучшить качество кредитного портфеля, сократить расходы на создание резервов и в итоге добиться лучших финансовых результатов в своей деятельности. Заемщикам система БКИ открывает возможности формирования положительного имиджа, укрепления деловой репутации и привлечения внимания инвесторов. Наличие кредитной истории заемщика сокращает время принятия банком решения о выдаче кредита и может понизить стоимость заимствований. Автор статьи рассказывает о перспективах развития продуктов и услуг Национального бюро кредитных историй - одного из основных участников этого рынка.
Учредителями Национального бюро кредитных историй (НБКИ) являются 16 организаций, в том числе Ассоциация российских банков и 12 коммерческих банков, две организации-нерезидента - Trans Union (США), одно из крупнейших в мире кредитных бюро, и CrifRIF (Италия), ведущий европейский провайдер информации, систем принятия решений, технологий и консалтинговых услуг для оценки кредитных рисков и развития маркетинговых стратегий.
В настоящее время акционерами организации являются 33 банка - в основном лидеры рынка потребительского кредитования.
Договоры на сотрудничество по состоянию на 10 марта 2006 г. подписали с бюро 405 банков и небанковских кредитных организаций из всех регионов России, из них 60 - банки, входящие в первую сотню по объемам потребительского кредитования.
Структура акционеров и партнеров показывает, что НБКИ - организация, созданная банками, для банков и небанковских кредитных организаций с целью обеспечить возможность снижения кредитных рисков за счет предоставления информации о заемщиках.
Основные направления деятельности бюро включают в себя:
- накопление информации о заемщиках из различных источников для создания так называемых кредитных историй, в том числе информации, получаемой от банков и небанковских кредитных организаций (по выданным кредитам), из различных баз данных, характеризующих субъектов кредитных историй как добросовестных граждан, своевременно оплачивающих свои обязательства, например коммунальные платежи, телефон и др., баз данных по утерянным, похищенным паспортам и т.д.;
- предоставление партнерам бюро - банкам и небанковским кредитным организациям - кредитных отчетов, содержащих информацию из кредитных историй, на основании которой банки будут принимать решение о выдаче кредитов. Кредитные отчеты предоставляются банкам только с согласия заемщиков;
- предоставление кредитных отчетов субъектам кредитных историй для проверки точности и полноты содержащейся в кредитных историях информации;
- оценка заемщиков на основании косвенных признаков, содержащихся в запросах банков на предоставление кредитных отчетов;
- верификация паспортных данных заемщиков.
Помимо основных бюро планирует оказывать своим партнерам дополнительные услуги. Это предоставление программно-аппаратных комплексов по управлению кредитной деятельностью (включая разработку банком своей кредитной стратегии, планирование и формирование кредитного портфеля по определенным критериям, отслеживание и управление кредитными рисками, облегчение работы по получению процентов, возврату кредитов, взысканию просроченной задолженности). Для обеспечения вышеуказанной деятельности бюро готово предоставлять программно-аппаратные комплексы на условиях аутсорсинга.
НБКИ планирует постоянно увеличивать предложение различных продуктов и услуг, отвечая растущим потребностям российского рынка. Тот же цикл развития проходят кредитные бюро во всем мире. Предоставление кредитных отчетов и услуг по обработке кредитных заявок по прогнозам станет основным источником доходов в первые годы работы, однако значительной составляющей прибыли компании в зависимости от требований и уровня развития рынка в ближайшее время могут стать управление рисками и другие дополнительные продукты.
В будущем планируется расширить предложение за счет целого ряда дополнительных продуктов. Некоторые из них могут быть внедрены непосредственно после запуска основных услуг кредитного бюро, другие потребуют накопления информации в базе данных. В любом случае требования рынка, так же как и размеры накопленной информации, предопределят целесообразность введения этих новых дополнительных продуктов.
Эффективное развитие экономики и финансового сектора невозможно без информационной открытости и прозрачности. Известно, что обмен информацией стимулирует рост банковских кредитов по отношению к ВВП примерно на 20%. Бюро кредитных историй (БКИ) служат интересам как кредиторов, так и заемщиков. С помощью БКИ банки могут повысить уровень управления рисками и, следовательно, улучшить качество кредитного портфеля, сократить расходы на создание резервов и в итоге добиться лучших финансовых результатов в своей деятельности. Заемщикам система БКИ открывает возможности формирования положительного имиджа, укрепления деловой репутации и привлечения внимания инвесторов. Наличие кредитной истории заемщика сокращает время принятия банком решения о выдаче кредита и может понизить стоимость заимствований. Автор статьи рассказывает о перспективах развития продуктов и услуг Национального бюро кредитных историй - одного из основных участников этого рынка.
Учредителями Национального бюро кредитных историй (НБКИ) являются 16 организаций, в том числе Ассоциация российских банков и 12 коммерческих банков, две организации-нерезидента - Trans Union (США), одно из крупнейших в мире кредитных бюро, и CrifRIF (Италия), ведущий европейский провайдер информации, систем принятия решений, технологий и консалтинговых услуг для оценки кредитных рисков и развития маркетинговых стратегий.
В настоящее время акционерами организации являются 33 банка - в основном лидеры рынка потребительского кредитования.
Договоры на сотрудничество по состоянию на 10 марта 2006 г. подписали с бюро 405 банков и небанковских кредитных организаций из всех регионов России, из них 60 - банки, входящие в первую сотню по объемам потребительского кредитования.
Структура акционеров и партнеров показывает, что НБКИ - организация, созданная банками, для банков и небанковских кредитных организаций с целью обеспечить возможность снижения кредитных рисков за счет предоставления информации о заемщиках.
Основные направления деятельности бюро включают в себя:
- накопление информации о заемщиках из различных источников для создания так называемых кредитных историй, в том числе информации, получаемой от банков и небанковских кредитных организаций (по выданным кредитам), из различных баз данных, характеризующих субъектов кредитных историй как добросовестных граждан, своевременно оплачивающих свои обязательства, например коммунальные платежи, телефон и др., баз данных по утерянным, похищенным паспортам и т.д.;
- предоставление партнерам бюро - банкам и небанковским кредитным организациям - кредитных отчетов, содержащих информацию из кредитных историй, на основании которой банки будут принимать решение о выдаче кредитов. Кредитные отчеты предоставляются банкам только с согласия заемщиков;
- предоставление кредитных отчетов субъектам кредитных историй для проверки точности и полноты содержащейся в кредитных историях информации;
- оценка заемщиков на основании косвенных признаков, содержащихся в запросах банков на предоставление кредитных отчетов;
- верификация паспортных данных заемщиков.
Помимо основных бюро планирует оказывать своим партнерам дополнительные услуги. Это предоставление программно-аппаратных комплексов по управлению кредитной деятельностью (включая разработку банком своей кредитной стратегии, планирование и формирование кредитного портфеля по определенным критериям, отслеживание и управление кредитными рисками, облегчение работы по получению процентов, возврату кредитов, взысканию просроченной задолженности). Для обеспечения вышеуказанной деятельности бюро готово предоставлять программно-аппаратные комплексы на условиях аутсорсинга.
НБКИ планирует постоянно увеличивать предложение различных продуктов и услуг, отвечая растущим потребностям российского рынка. Тот же цикл развития проходят кредитные бюро во всем мире. Предоставление кредитных отчетов и услуг по обработке кредитных заявок по прогнозам станет основным источником доходов в первые годы работы, однако значительной составляющей прибыли компании в зависимости от требований и уровня развития рынка в ближайшее время могут стать управление рисками и другие дополнительные продукты.
В будущем планируется расширить предложение за счет целого ряда дополнительных продуктов. Некоторые из них могут быть внедрены непосредственно после запуска основных услуг кредитного бюро, другие потребуют накопления информации в базе данных. В любом случае требования рынка, так же как и размеры накопленной информации, предопределят целесообразность введения этих новых дополнительных продуктов.
Отличие коммерческого банка от небанковской кредитной организации
http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8249
Чем отличается коммерческий банк от небанковской кредитной организации?
Как уже отмечено, бюджетом и налогами занимаются исключительно государственные органы. Что же касается рыночных денежных отношений, то они в основном составляют традиционную сферу деятельности рыночных же субъектов экономики – банков и небанковских кредитных организаций, к числу которых можно отнести:
• фондовые и валютные биржи;
• страховые и финансовые компании;
• инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды;
• инкассаторские организации;
• клиринговые организации (палаты, центры);
• брокерские, дилерские, лизинговые и факторинговые фирмы;
• небанковские депозитно-кредитные организации;
• кредитные потребительские кооперативы, кредитные союзы, общества и товарищества, кассы взаимопомощи;
• ломбарды.
Итак, банки и небанковские кредитные организации (НКО) объединяет и одновременно отличает от всех прочих субъектов экономики и предпринимательства одно качество – их специализация на рыночных денежных отношениях (операциях).
Рыночное хозяйство включает в себя рынок средств производства, рынок предметов потребления, рынок услуг, рынок финансов, рынок рабочей силы и др. Основными действующими лицами всех этих рынков являются два больших класса хозяйствующих субъектов: 1) производственные предприятия; 2) хозяйствующие организации, которые предприятиями не являются.
Предприятия в своей основе имеют отраслевую специализацию. Что касается их участия в процессе обращения, то оно может либо ограничиваться действиями на оптовом рынке, либо доходить и до розничной торговли своим продуктом собственными силами.
Все остальные хозяйствующие организации основную свою деятельность осуществляют в сфере обращения. Это не значит, что они ничего не производят. Просто главная их функция – создавать условия для доведения созданных в материальном производстве благ до конечного потребления, обслуживать, опосредовать процесс товарного обмена. Это предполагает выполнение ими множества разнообразных конкретных задач. В силу этого организации сферы обращения вынуждены функционально специализироваться.
Последнее в полной мере относится и к кредитным организациям. Отвечая в определенной мере за обеспечение финансово-кредитной стороны общественного производства и воспроизводства рыночными способами, они должны тем или иным образом «делить обязанности» между собой. К этому их принуждают следующие 4 причины:
1) чрезвычайно широкий перечень рыночных денежных операций;
2) ограниченные возможности (материальные, финансовые, кадровые, организационные, технические и др.) любой отдельно взятой организации;
3) законодательные ограничения на занятия определенными видами деятельности, а также ограничения, накладываемые на участников рынка силами конкуренции;
4) изначальное содержательное различие между банками и иными кредитными организациями.
Первые 3 причины достаточно ясны и едва ли нуждаются в дополнительных пояснениях. Рассмотрим четвертую. Есть по крайней мере 2 признака, существенно отличающих банки от всяких НКО, ставящие банки в особое положение.
Банки – логически первичное, исходное звено в сфере финансового рынка, тогда как иные кредитные организации – звено вторичное, производное. Чтобы быть первичными по отношению к прочим кредитным организациям, банки должны определенным образом взаимодействовать с ними, вступать с ними в определенные экономические и иные связи. Что же это за связи?
Во-первых, способность банков, начиная с центрального, выпускать в обращение и изымать из него деньги, т.е. снабжать экономический оборот большим или меньшим объемом платежных средств и тем самым регулировать массу денег в обращении; во-вторых, первичный характер денег по отношению ко всему финансовому инструментарию, включая ценные бумаги, с которым преимущественно работают и предприятия и НКО; в-третьих, обслуживание небанковских кредитных организаций в банках наравне с прочими клиентами – юридическими и физическими лицами.
Банки – основное звено финансового рынка, т.е. это единственные организации, способные реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узкоспециализированными, т.е. каждая такая организация действует на крайне ограниченном числе сегментов финансового рынка.
Сказанное выше не значит, что любой банк в каждый данный момент времени реально проводит всю гамму присущих финансовому рынку операций. Речь о другом – он вправе делать это (в отличие от небанковских кредитных организаций), если условия рынка будут благоприятными и/или если будет нужно клиентам. В реальности банки обычно находят компромиссное решение: одними операциями занимаются как предметом своей специализации, т.е. постоянно и по возможности широко (при этом перечень операций не остается неизменным), другими – меньше (чтобы не уйти с данного рынка или только по требованиям клиентов), третьими не занимаются вовсе, но готовы подключиться к их проведению при необходимости или возникновении благоприятных условий. При этом учитываются как экономическая целесообразность и мера готовности самих банков к проведению тех или иных операций, так и конкурентные возможности НКО, работающих на соответствующих рынках.
Итак, банки по определению являются (могут быть) финансовыми институтами универсального характера. Но ни одна НКО не обладает качеством универсальности.
Чем отличается коммерческий банк от небанковской кредитной организации?
Как уже отмечено, бюджетом и налогами занимаются исключительно государственные органы. Что же касается рыночных денежных отношений, то они в основном составляют традиционную сферу деятельности рыночных же субъектов экономики – банков и небанковских кредитных организаций, к числу которых можно отнести:
• фондовые и валютные биржи;
• страховые и финансовые компании;
• инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды;
• инкассаторские организации;
• клиринговые организации (палаты, центры);
• брокерские, дилерские, лизинговые и факторинговые фирмы;
• небанковские депозитно-кредитные организации;
• кредитные потребительские кооперативы, кредитные союзы, общества и товарищества, кассы взаимопомощи;
• ломбарды.
Итак, банки и небанковские кредитные организации (НКО) объединяет и одновременно отличает от всех прочих субъектов экономики и предпринимательства одно качество – их специализация на рыночных денежных отношениях (операциях).
Рыночное хозяйство включает в себя рынок средств производства, рынок предметов потребления, рынок услуг, рынок финансов, рынок рабочей силы и др. Основными действующими лицами всех этих рынков являются два больших класса хозяйствующих субъектов: 1) производственные предприятия; 2) хозяйствующие организации, которые предприятиями не являются.
Предприятия в своей основе имеют отраслевую специализацию. Что касается их участия в процессе обращения, то оно может либо ограничиваться действиями на оптовом рынке, либо доходить и до розничной торговли своим продуктом собственными силами.
Все остальные хозяйствующие организации основную свою деятельность осуществляют в сфере обращения. Это не значит, что они ничего не производят. Просто главная их функция – создавать условия для доведения созданных в материальном производстве благ до конечного потребления, обслуживать, опосредовать процесс товарного обмена. Это предполагает выполнение ими множества разнообразных конкретных задач. В силу этого организации сферы обращения вынуждены функционально специализироваться.
Последнее в полной мере относится и к кредитным организациям. Отвечая в определенной мере за обеспечение финансово-кредитной стороны общественного производства и воспроизводства рыночными способами, они должны тем или иным образом «делить обязанности» между собой. К этому их принуждают следующие 4 причины:
1) чрезвычайно широкий перечень рыночных денежных операций;
2) ограниченные возможности (материальные, финансовые, кадровые, организационные, технические и др.) любой отдельно взятой организации;
3) законодательные ограничения на занятия определенными видами деятельности, а также ограничения, накладываемые на участников рынка силами конкуренции;
4) изначальное содержательное различие между банками и иными кредитными организациями.
Первые 3 причины достаточно ясны и едва ли нуждаются в дополнительных пояснениях. Рассмотрим четвертую. Есть по крайней мере 2 признака, существенно отличающих банки от всяких НКО, ставящие банки в особое положение.
Банки – логически первичное, исходное звено в сфере финансового рынка, тогда как иные кредитные организации – звено вторичное, производное. Чтобы быть первичными по отношению к прочим кредитным организациям, банки должны определенным образом взаимодействовать с ними, вступать с ними в определенные экономические и иные связи. Что же это за связи?
Во-первых, способность банков, начиная с центрального, выпускать в обращение и изымать из него деньги, т.е. снабжать экономический оборот большим или меньшим объемом платежных средств и тем самым регулировать массу денег в обращении; во-вторых, первичный характер денег по отношению ко всему финансовому инструментарию, включая ценные бумаги, с которым преимущественно работают и предприятия и НКО; в-третьих, обслуживание небанковских кредитных организаций в банках наравне с прочими клиентами – юридическими и физическими лицами.
Банки – основное звено финансового рынка, т.е. это единственные организации, способные реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узкоспециализированными, т.е. каждая такая организация действует на крайне ограниченном числе сегментов финансового рынка.
Сказанное выше не значит, что любой банк в каждый данный момент времени реально проводит всю гамму присущих финансовому рынку операций. Речь о другом – он вправе делать это (в отличие от небанковских кредитных организаций), если условия рынка будут благоприятными и/или если будет нужно клиентам. В реальности банки обычно находят компромиссное решение: одними операциями занимаются как предметом своей специализации, т.е. постоянно и по возможности широко (при этом перечень операций не остается неизменным), другими – меньше (чтобы не уйти с данного рынка или только по требованиям клиентов), третьими не занимаются вовсе, но готовы подключиться к их проведению при необходимости или возникновении благоприятных условий. При этом учитываются как экономическая целесообразность и мера готовности самих банков к проведению тех или иных операций, так и конкурентные возможности НКО, работающих на соответствующих рынках.
Итак, банки по определению являются (могут быть) финансовыми институтами универсального характера. Но ни одна НКО не обладает качеством универсальности.
Изучение подходов к анализу кредитоспособности клиентов банка и выработка рекомендаций по совершенствованию этого анализа
http://www.ce-studbaza.ru/werk.php?id=8248
В выпускной квалификационной работе проанализированы различные методические подходы к анализу кредитоспособности заемщиков, рассмотрена процедура оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков, применявшаяся в различных коммерческих банках. Детально проведён анализ платежеспособности ООО Фрутос по методике Сбербанка России. Рассмотрена структура кредитного портфеля ОСБ №6695 Сбербанка России.
Систематизация существующих теоретических и практических исследований отечественных и зарубежных авторов даёт основание сделать вывод о том, что, методики, применяемые в различных банках, имеют общий методологический стержень. В Сбербанке России разработаны подходы к количественному и качественному анализу рисков кредитования. Использование упрощенных методик ускоряет процедуру оформления и выдачи кредита, что является привлекательным для клиента, при прочих равных условиях (максимальные лимиты ссудной задолженности, процентные ставки, формы обеспечения ссуды), однако при этом возрастает риск невозврата ссуды.
Практика показывает, что перед банками особенно остро стоит проблема возврата денежных средств, предоставленных заемщикам, и чем тщательней был проведен анализ финансового состояния и ликвидности предоставляемого обеспечения, тем выше вероятность расчета по выданным кредитам.
Качественный анализ кредитоспособности кредитным работником не возможен без предоставления полного пакета документов потенциальным заемщиком в банк. Поэтому задача специалистов кредитующих подразделений - произвести сбор необходимых документов для последующего анализа.
Анализ финансового состояния заемщика необходимо проводить и после выдачи кредита - на каждую отчетную дату, чтобы убедиться в текущем положении предприятия, а также наличии и состоянии залога.
Изучение кредитоспособности клиента является одним из наиболее важных методов снижения кредитного риска и успешной реализации кредитной политики, поскольку позволяет избежать необоснованного риска еще на этапе рассмотрения заявки на предоставление кредита. Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.
После проведенного анализа предприятия - заемщика можно сделать выводы: ссудная задолженность обеспечена, предприятие ООО «Фрутос» финансово устойчиво, стабильно развивается, не имеет больших задолженностей. Банк присвоил предприятию, исходя из принадлежности его к классификационной категории – «хорошее», то есть заемщик может обслуживать свою задолженность в полном объеме за счет потока денежных средств от своей текущей деятельности и имеющихся ликвидных активов - при том, что данное положение с высокой долей вероятности сохранится и в будущем. Исходя из документов банка, предприятию ООО «Фрутос» была предоставлена испрашиваемая ссуда, то есть банк дал положительную оценку деятельности предприятия и присвоил ему вторую категорию качества.
Кредитные услуги банков для физических лиц предусматривают кредитование физических лиц по следующим программам Банка:
• программы ипотечного кредитования;
• программы потребительского кредитования:
кредитование на потребительские цели (предоставление кредитных средств на ремонт квартиры, приобретение мебели, бытовой техники, проведение торжественных мероприятий и др.);
кредитование под залог имущественного права требования денежных средств, размещенных на депозитных счетах;
программа корпоративного кредитования;
программа социального кредитования;
программа финансирования под уступку денежных требований (факторинг);
программа кредитования с использованием банковских карт;
Сегодня все больше просматривается тенденция усиления роли таких факторов кредитоспособности, как положительная кредитная история, деловая репутация заемщика, его финансовые потоки. Это свидетельствует о накопленном опыте кредитования российскими коммерческими банками. Также должна возрасти роль оценки качества менеджмента компании, поскольку на современном этапе управленческие ошибки очень часто являются ключевыми в банкротстве предприятий. Мониторинг кредитного риска и обусловливающих его факторов не должен сводиться к наблюдениям за действиями (или бездействиями) самого предприятия - заемщика.
В выпускной квалификационной работе проанализированы различные методические подходы к анализу кредитоспособности заемщиков, рассмотрена процедура оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков, применявшаяся в различных коммерческих банках. Детально проведён анализ платежеспособности ООО Фрутос по методике Сбербанка России. Рассмотрена структура кредитного портфеля ОСБ №6695 Сбербанка России.
Систематизация существующих теоретических и практических исследований отечественных и зарубежных авторов даёт основание сделать вывод о том, что, методики, применяемые в различных банках, имеют общий методологический стержень. В Сбербанке России разработаны подходы к количественному и качественному анализу рисков кредитования. Использование упрощенных методик ускоряет процедуру оформления и выдачи кредита, что является привлекательным для клиента, при прочих равных условиях (максимальные лимиты ссудной задолженности, процентные ставки, формы обеспечения ссуды), однако при этом возрастает риск невозврата ссуды.
Практика показывает, что перед банками особенно остро стоит проблема возврата денежных средств, предоставленных заемщикам, и чем тщательней был проведен анализ финансового состояния и ликвидности предоставляемого обеспечения, тем выше вероятность расчета по выданным кредитам.
Качественный анализ кредитоспособности кредитным работником не возможен без предоставления полного пакета документов потенциальным заемщиком в банк. Поэтому задача специалистов кредитующих подразделений - произвести сбор необходимых документов для последующего анализа.
Анализ финансового состояния заемщика необходимо проводить и после выдачи кредита - на каждую отчетную дату, чтобы убедиться в текущем положении предприятия, а также наличии и состоянии залога.
Изучение кредитоспособности клиента является одним из наиболее важных методов снижения кредитного риска и успешной реализации кредитной политики, поскольку позволяет избежать необоснованного риска еще на этапе рассмотрения заявки на предоставление кредита. Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.
После проведенного анализа предприятия - заемщика можно сделать выводы: ссудная задолженность обеспечена, предприятие ООО «Фрутос» финансово устойчиво, стабильно развивается, не имеет больших задолженностей. Банк присвоил предприятию, исходя из принадлежности его к классификационной категории – «хорошее», то есть заемщик может обслуживать свою задолженность в полном объеме за счет потока денежных средств от своей текущей деятельности и имеющихся ликвидных активов - при том, что данное положение с высокой долей вероятности сохранится и в будущем. Исходя из документов банка, предприятию ООО «Фрутос» была предоставлена испрашиваемая ссуда, то есть банк дал положительную оценку деятельности предприятия и присвоил ему вторую категорию качества.
Кредитные услуги банков для физических лиц предусматривают кредитование физических лиц по следующим программам Банка:
• программы ипотечного кредитования;
• программы потребительского кредитования:
кредитование на потребительские цели (предоставление кредитных средств на ремонт квартиры, приобретение мебели, бытовой техники, проведение торжественных мероприятий и др.);
кредитование под залог имущественного права требования денежных средств, размещенных на депозитных счетах;
программа корпоративного кредитования;
программа социального кредитования;
программа финансирования под уступку денежных требований (факторинг);
программа кредитования с использованием банковских карт;
Сегодня все больше просматривается тенденция усиления роли таких факторов кредитоспособности, как положительная кредитная история, деловая репутация заемщика, его финансовые потоки. Это свидетельствует о накопленном опыте кредитования российскими коммерческими банками. Также должна возрасти роль оценки качества менеджмента компании, поскольку на современном этапе управленческие ошибки очень часто являются ключевыми в банкротстве предприятий. Мониторинг кредитного риска и обусловливающих его факторов не должен сводиться к наблюдениям за действиями (или бездействиями) самого предприятия - заемщика.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)